Учительский журнал он-лайн

 

Проектная деятельность в начальной школе.

Печать

Проектная деятельность в начальной школе.

( из опыта работы учителя начальных классов МАОУ СОШ №20 г.Липецка

Безгачевой Светланы Владимировны)

" Исследуй всё, пусть для тебя

на первом месте будет разум,

предоставь ему руководить собой"

Пифагор

 

Кто такой успешный человек? Это человек, который занял определенное значимое место в     обществе. Для того чтобы достичь высот в какой-либо сфере деятельности, нужно  самостоятельно уметь определить ближнюю и дальнюю перспективу, наметить план действий, осуществить его и оценить, проанализировать чтоудалось и чтонет. Такие люди обладают проектным типом мышления.

Одной из задач современной школы является создание необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе. Наиболее целесообразной формой использования творческого потенциала учащихся считается метод проектов.

Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания.

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира,         получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.

Я, как и многие другие учителя, считая это важным, занимаюсь со своими учениками проектной деятельностью. Хочу немного рассказать, как мои ученики обучаются такому виду деятельности, как работа над проектами, на занятиях кружка " Мои первые шаги в мире проектов".

Цель программы кружка: формирование ключевых компетентностей: коммуникативной, информационной, решения проблем.

 

Задачи: 1)Формировать навыки сотрудничества;

2) Обучить способам сбора и первичной обработки информации;

3) Формировать умение планировать свою работу над проектом;

4) Формировать умение давать оценку готовому продукту, своей работе над проектом.

 

В 1 классе мои ученики делали " первые" шаги в мире проектов. Они работали над проектами: " Моё любимое число", " Фруктовая азбука" и другими. Продуктом этих проектов были книжечки, небольшие альбомы и т.п.

 

Во 2 классе первую половину года мы занимались более сложной и серьёзной работой. От занятия к занятию шагали по ступенькам создания собственного учебного проекта, знакомились с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта.

 

На мой взгляд очень сложно донести до понимания ребёнка понятия, без которых учебный проект не может быть полноценным, а именно: проблема, цель, задачи, исследование, вывод.

В процессе игровой деятельности, на примерах знакомых и близких детям жизненных ситуаций на занятиях эти понятия ребята осваивали. Изначально каждый учащийся с помощью родителей выбрал для себя тему проекта, которая ему была интересна.

На самом деле темы были выбраны самые разнообразные. Например: " Как подружить кошку и собаку?",

" Шоколад- польза или вред?", " Как зарождался лес?", " Радуга", " Бабочки", " Три состояния воды",

" Явления природы", " Что такое снег?", " Почему самолёт летает?" и т.д.

И затем, постепенно знакомясь с теми сложными понятиями, о которых я говорила, мы учились формулировать цель, задачи своих  личных проектов, выдвигали гипотезы.

На начальном этапе использования проектного обучения, поскольку у учащихся недостаточно опыта для самостоятельного поиска, учащиеся последовательно осуществляют рекомендации педагога о порядке действий.  Но, и в этом случае я стараюсь  не навязывать  своего  мнения, а вносить варианты для обсуждения совместных действий.

Очень радует, что при работе над проектами ребята не только добывают знания из различных  научных  источников, отыскивая ответ на свой вопрос, но и проводят самые настоящие научные опыты, исследования. Например, узнав, что такое радуга, как она появляется, какие виды радуг бывают, мой ученик решил создать радугу в домашних условиях. В солнечный день, когда солнце светило в окно, он взял диск и поймал диском луч солнца так, чтобы отражённый лучик попал на лист бумаги. На листе появилась радуга! Он смог  также создать радугу при помощи стеклянной призмы на потолке.

А с каким интересом моя ученица, исследуя вопрос: "Как подружить кошку и собаку", наблюдала за своими домашними питомцами, за их поведением. Она смогла проверить на собственном опыте советы ветеринаров и дрессировщиков.

Известно, что когда найдёшь ответ на интересный вопрос, хочется поделиться им с другими. После зимних каникул ребята по очереди начали  представлять свои проекты публично пока что перед знакомой им аудиторией, перед своим учителем, одноклассниками. Я вижу как они волнуются. Не у всех всё получается, но я очень радуюсь, т.к. вижу , как хорошо они потрудились, как интересны и содержательны  их проекты, как много нового они узнали и поделились с другими.

В 3 классе мои ученики уже намного легче справляются с работой над проектами.  Например, участвуя  в конкурсе проектов : " Здоровое питание- залог здоровья", ребята исследовали вопросы: "Какой вред приносит человеку еда быстрого приготовления?" В результате ряда опытов было доказано, что в такой еде, например в чипсах, содержится много жира, красителей и заменителей. А это очень вредит нашему здоровью.  А изучая вопрос: "Что приносит шоколад: пользу или вред?", мой ученик не только изучил состав шоколада, его историю, факты за и против шоколада, он провёл практическую работу, определив присутствие посторонних примесей в шоколадах разных марок.

Известно, что одна из целей проектной деятельности- это развитие детско- родительских отношений. Ничто не сближает детей и родителей лучше, чем совместная деятельность. А когда ребёнок вместе с родителями  занимается исследованием интересного вопроса, они становятся лучшими друзьями. Но проблема в том, что для многих родителей создание проекта- новое и сложное дело. Поэтому я проводила родительские  собрания и консультации, на которых знакомила мам и пап с особенностями проектной деятельности.

Я на самом деле вижу, как при работе с проектом родители вовлекаются в жизнь и проблемы своего ребёнка, вместе с ним " открывают новые горизонты". Они неравнодушны,  звонят, приходят, спрашивают, советуются.  Насколько серьёзно, ответственно семьи подошли к этой деятельности показали готовые учебные проекты.

Из опыта работы я могу утверждать, что заниматься проектной деятельность  в начальной школе нужно обязательно, т.к.  она стимулирует естественный интерес детей  к науке и познаниям, реализует право ребёнка на творчество, развивает индивидуальность каждого, формирует класс как учебное сообщество, развивает учебно- познавательную мотивацию, привлекает внимание родителей, содействует успешной адаптации учащихся в 5 классе. А также при внедрении метода учебного проекта в классе создаётся положительный психологический климат.

 

Добавить комментарий

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- загружать, публиковать, передавать, иным образом доводить до всеобщего сведения (далее - размещать) любую информацию, которая содержит угрозы, дискредитирует или оскорбляет других пользователей или третьих лиц, является вульгарной, непристойной, носит мошеннический характер, посягает на личные или публичные интересы, пропагандирует расовую, религиозную, этническую ненависть или вражду, любую иную информацию, нарушающую охраняемые законом права человека и гражданина;
- размещать любую коммерческую рекламу, коммерческие предложения, агитационные материалы, распространять спам, сообщения-цепочки (сообщения, требующие их передачи одному или нескольким пользователям), схемы финансовых пирамид или призывы в них участвовать, любую другую навязчивую информацию;
- размещать домашние адреса, номера телефонов, адреса электронной почты, паспортные данные и прочую личную информацию любых третьих лиц без их личного согласия на такие действия;
- описывать или пропагандировать преступную деятельность, размещать инструкции или руководства по совершению преступных действий;
- размещать любую информацию, нарушающую исключительные права третьих лиц на объекты интеллектуальной собственности;
- размещать любую другую информацию, которая, по личному мнению Администрации, является нежелательной, не соответствует целям создания Сайта, ущемляет интересы пользователей или по другим причинам является нежелательной для размещения на Сайте.
Администрация оставляет за собой право по своему собственному усмотрению удалять любую публикуемую Вами информацию, нарушающую установленные запреты.


Защитный код
Обновить

Поиск

Контакты

Адрес редакции:

125222, г. Москва, a/я 8,

ООО «ИГ «Основа»

www.e-osnova.ru

e-mail: RU.teacherjournal@yandex.ru

Счетчики



Новый сайт

Уважаемые пользователи и гости сайта .


Мы подготовили для вас новый, яркий и удобный сайт на котором вы сможете не только рассказывать о свои разработки уроков и заказать сертификаты, но и с пользой провести время со своими друзьями и коллегами в социальной сети или на форуме, обновленный вид комментариев и прочие интересные возможности. Мы только запустили этот проект, успейте пройти регистрацию в числе первых и Вы сможете получить уникальное и красивое ссылку на свой профиль.


http://new.teacherjournal.ru/


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ

Коллеги, специально для вас Издательская группа «Основа» выпускает практические журналы для учителей-предметников, воспитателей и администрации школы.

Выписывайте и читайте свои профессиональные журналы как в бумажном так и электронном виде. Подписка по редакционной цене на сайте http://www.e-osnova.ru/

КОНКУРСЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Приглашаем принять участие во всероссийских конкурсах «Творческий учитель» и «Творческий воспитатель» от Издательской группы «Основа». Присылайте свои авторские работы и получите бесплатно диплом за участие в конкурсе. Лучшие работы будут опубликованы во Всероссийских журналах Издательской группы «Основа».

Подробнее о конкурсах «Творческий учитель» и «Творческий воспитатель».


© 2012 Издательская группа "Основа"

© 2016 Учительский журнал он-лайн. Все права защищены.
Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.

Редакция портала «Учительский журнал он-лайн» может не разделять точку зрения автора и пользователей портала, которые высказываются в форме комментариев к статьям, сообщений на форуме и т.д. Авторы публикаций несут ответственность за достоверность фактов, цитат, собственных имен. Материалы публикуются в авторском варианте, иллюстрации, пунктуация и лексика авторские. Претензии не принимаются. Материалы не рецензируются.

«Учительский журнал он-лайн» (свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-42343 от 20.10.10)