Учительский журнал он-лайн

 

Открытый урок по литературному чтению К. Д. Ушинский « Наше Отечество ».

Печать

v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);}

Normal 0 false false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US;} table.MsoTableGrid {mso-style-name:"Сетка таблицы"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-priority:59; mso-style-unhide:no; border:solid windowtext 1.0pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-border-insideh:.5pt solid windowtext; mso-border-insidev:.5pt solid windowtext; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US;}

Тема урока: К. Д. Ушинский « Наше Отечество ».

Цель урока: Познакомить учащихся с произведением К. Д. Ушинского

« Наше Отечество ». Учить правильному, плавному, осознанному чтению.

Планируемый

результат обучения,

в т. ч. и формирование УУД.

Обучающиеся учатся:

- правильному, плавному, осознанному слоговому чтению с элементами чтения целыми словами;

- соотносить содержание с темой чтения, выделять особенности произведения;

- определять тему и главную мысль текста;

- правильно строить ответы на поставленные вопросы;

- составлять связный текст на основе иллюстрации и вопросов учителя;

Познавательные УУД: использовать общие приемы решения учебных задач, контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности;

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания;

Личностные УУД: формирование основ гражданской идентичности, как представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

Регулятивные УУД: принимать и удерживать учебную задачу. Соблюдать последовательность действий при анализе текста.

Основные понятия

Отечество, Родина, мать, Россия.

Межпредметные связи

«Окружающий мир», «Изобразительное искусство».

Ресурсы

- компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;

- видеофрагмент;

- программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word;

- кроссворд для работы в парах (на столах учеников);

- Азбука (стр. 86-87);

- рисунки детей "Что для меня значит Родина";


Ход урока.

I. Организационный момент.

- Ребята, у нас сегодня на уроке гости.

Поздороваемся с ними, и мы начинаем урок литературного чтения.

- Посмотрите видеосюжет.

- Подумайте и скажите:

- О чем мы будем сегодня говорить на уроке?

/ Просмотр видеоролика. /

- Итак, ребята, как вы думаете, о чем же мы будем сегодня говорить на уроке?

/ О Родине, о Отечестве. /

II. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы с вами поговорим о нашей Родине и ответим на вопрос:

- Есть ли разница между словами Родина и Отечество?

Какое простое и непростое слово… Родина.

- Так что же такое Родина?

/ Родина – это место, где мы родились и живем, это наш дом, наши друзья, родители, солнышко, природа. /

- В каком городе мы с вами живем?

/в городе Ельце. /

- А какая это область?

/ Липецкая область. /

- А как называется место, где мы родились и живем?

/ Наша малая родина. /

Правильно, ребята, большая Родина всегда начинается с малой – своей семьи, двора и дома, детского сада и школы, леса и реки.

III. Проверка домашнего задания.

- Ребята, дома вы должны были нарисовать рисунки на тему « Моя Родина».

Вот на доске некоторые из ваших рисунков.

- Кто хочет рассказать о том, что для него – Родина?

Давайте послушаем.

/ Рассказы детей /

/ Для меня Родина – это доброе солнышко, прекрасные деревья и травы. Родина – это моя любимая, ласковая, нежная мамочка и т. д. /

Хорошо. Все вы молодцы, для кого-то Родина – это значит мама, для кого-то родной город, двор, любимая горка.

Каждый из нас представляет ее по-разному, но объединяет нас то, что мы очень сильно любим свою Родину!

Любим маму, город, улицу, дом, горку.

IV. Изучение нового материала.

1. Введение в тему.

На предыдущих уроках литературного чтения и окружающего мира мы с вами уже читали произведения разных писателей о родной земле, о нашей стране, о нашем городе, т. е. о Родине.

Сегодня мы продолжим эту тему, познакомимся и прочитаем произведение К. Д. Ушинского « Наше Отечество.» / слайд 1 /

Рассказ о писателе.

Посмотрите, пожалуйста, на портрет писателя. / слайд 2 /

Константин Дмитриевич Ушинский родился в 1824 году в городе Туле. Константин Дмитриевич Ушинский - знаменитый русский педагог и удивительный писатель. Очень много своих произведений он посвятил детям. В интересных рассказах он раскрывал перед детьми многообразие окружающего мира, прививал детям правильные понятия о жизни. По его учебникам «Детский мир» и «Родное слово», предназначенным не только для школы, но и для семьи, многие поколения русских людей учились грамоте и чтению.

С тех пор прошло много времени, но рассказы Ушинского и сейчас мы можем прочитать на страницах современных учебников и книг. Среди их произведений, представленных на нашей книжной выставке, есть всеми любимые, Русские сказки о природе; «Родное слово», «Детский мир», «Плутишка кот», «Утренние лучи» и другие его произведения. Все эти книги удивительно интересные, ярко и красочно проиллюстрированы, и я думаю, что после нашего урока у вас обязательно появится желание прочитать некоторые из этих произведений. / Слайд 3 /

2. Работа с учебником.

- Откройте учебники.

Рассмотрите иллюстрацию на стр. 87.

- Кто изображен на иллюстрации?

/ Мальчик. /

Обратите внимание на расцветку его свитера.

- Что вам напоминают эти цвета?

/ Белый, синий, красный – цвета полос напоминают флаг России./

- Почему мальчик улыбается?

/ Он радуется, что живет в России./

- Какое историческое время изображено?

( В верхней части иллюстрации изображено - настоящее, а в нижней – прошлое.)

- Почему вы так думаете?

/ Летит самолет, видны многоэтажные дома, над Кремлем развевается флаг России. /

- Что изображено справа от мальчика?

/ В нижней части справа изображены воины в доспехах на лошадях, с пикой и с мечом. /

- Почему сражаются воины?

/ Один из них защищает свою землю, свое отечество. /

Ребята, история страны не всегда была простой, неоднократно пришлось русским воинам защищать наше Отечество от врагов.

- Что вы можете сказать о рисунке слева от мальчика?

/ Слева изображен человек, который пишет гусиным пером на свитке. /

Правильно ребята, это Летописец – человек, который записывал все происходящее, все исторические события в стране, государстве в книгу. Именно из этих книг мы узнаем об истории нашей Родины.

- Что изображено за спиной у мальчика?

/ Столица нашей Родины – Москва. /

- Как вы определили?

/ Красная площадь, Кремль, Спасская башня с часами, собор Василия Блаженного, Дом правительства, исторический музей. /

- Ребята, а что у нас сейчас действующий президент?

/ Владимир Владимирович Путин. /

Правильно, ребята, это город Москва – главный город нашей страны, нашего государства. Москву называют сердцем нашей Родины

Рассмотрите иллюстрацию на стр. 86.

- Здесь изображен герб города Москвы.

- Кто изображен на гербе?

/ Всадник, который убивает змея. /

- Кто знает, как зовут этого всадника?

/ Георгий – Победоносец. /

Изображение этого человека мы можем увидеть на флаге Москвы.

Победоносец – это человек приносящий победу.

Физкультминутка.

3. Словарная работа.

Ребята, в тексте, который мы сейчас будем читать, встретятся трудные для понимания слова. Давайте, мы их объясним.

Я называю слово, вы хором повторяете.

Испокон веку – издавна, с давних пор. / слайд 4 /

Государство – страна, держава, земля. Это группа людей, объединённых общим языком, общей территорией, культурой и историей. / слайд 5 /

4. Первично восприятие текста.

Чтение учителем.

- А теперь я прочитаю рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество», а вы подумайте:

- Почему речь на уроке идет о Родине, рассказ называется «Наше Отечество»?

/ Чтение учителем. /

- Итак, ребята, давайте разберемся:

Есть ли разница между этими словами?

/ Да есть. Я считаю, что Отечество – это государство, а Родина – место, где мы родились. А я считаю, что это одно и то же. /

Вот видите, ребята, 2 разных ответа и 2 разных мнения.

В течение урока нам предстоит выяснить кто из вас прав.

5. Самостоятельное чтение.

- А сейчас, ребята, самостоятельно, вдумчиво, шепотом почитаем рассказ и подумаем, поразмышляем над его содержанием.

- Кто ответит, почему Ушинский назвал рассказ «Наше Отечество»?

/ Потому что про Родину, про Отечество, про Россию. /

- Как иначе можно озаглавить этот рассказ?

/ Наша Родина, Наша Россия. /

6. Чтение рассказа учащимися. Анализ отрывка.

(Чтение по цепочке.)

- Сейчас будем читать рассказ вслух по цепочке.

- Поставьте пальчик на начало. Начинай,…, читать. Все следим.

Молодцы!

А теперь поработаем с текстом.

- Прочитайте 1 предложение.

- Как Ушинский ласково называет Россию?

/ Матушкой. /

- Найдите и прочтите в тексте:

- Как автор объясняет значение слова отечество?

- Как думаете, от какого слова образовалось слово “отечество”?

/ Слово “отечество” произошло от слова отец. «Отче» - отец, отчество (по отцу), т.е. там жили отцы и деды. /

- Найдите в тексте и прочитайте:

- Почему Ушинский называет наше отечество Родиной?

/ В ней мы родились, говорим на родном языке, в ней все для нас родное./

- Найдите в этой части текста и подчеркните слова, близкие слову Родина?

/ Родились, родным, родное. /

Молодцы, а теперь, ребята, найдите слова, которыми автор описывает действия Родины, сравнивая её с мамой. А чтобы вам немного помочь, я открою 1 слово:

/ Посмотрите на экран: Вскормила / слайд 6 /

(Дети ищут, называют…)

Проверим, все ли слова вы нашли.

Открываю остальные:

Вспоила,

Выучила,

Защищает,

Бережёт,

Читаем еще раз вслух. / слайд 7 /

Вот какие хорошие и добрые слова нашел Ушинский, чтобы сказать о Родине, как о маме, как мамочка своего ребенка кормит, поит, учит, защищает и бережет, так и Родина наша каждого человека вскормила, вспоила, выучила, защищает и бережет.

- Читаем последний абзац хором.

- Найдите в этом предложении пословицу. Прочитайте ее.

/ Одна у человека родная мать – одна у него и Родина. / Молодцы.

В этой пословице, ребята, автор передал главную мысль всего рассказа.

- Какова же главная мысль этого рассказа?

/ Родина, как и мать у нас одна. /

- И если Родина у нас одна, как и мама, то, как к ней надо относиться?

/ Её надо любить, беречь, защищать, охранять. /

Маму свою любят, заботятся о ней, также надо любить и заботиться о своей родной земле, Родине.

- А теперь еще раз просмотрите текст и давайте вспомним и назовем все слова, которыми Ушинский называет Россию?

/ Отечество, Родина, мать, государство, земля. /

- Как думаете, что общего между ними?

/ Это самые дорогие слова, это есть у каждого человека. /

А сейчас я приглашаю к доске Диму, он прочитает нам очень красивое стихотворение Владимира Орлова « О Родине.»

Я узнал, что у меня

Есть огромная семья:

И тропинка и лесок

В поле каждый колосок…

Речка, небо голубое –

Это все мое родное.

Это – Родина моя!

Всех люблю на свете я?

Поэты и писатели – словом, художники – красками, музыканты – звуками вызывают прекрасные чувства любви и уважения к нашей Родине, Отечестве. Заставляют заботиться о ней, умножать ее богатства.

Физкультминутка.

V. Разгадай кроссворд: (ключевое слово РОДИНА.)

-Ребята, у вас на столах листы с кроссвордом.

- Я предлагаю вам разгадать кроссворд и узнать слово, которое здесь спрятано. Поработаем в парах.

- Посмотрим на доску и прочитаем 1 загадку.

Зелена, а не луг,

Белена, не снег,

Кудрява, а не человек. ( Березка. ) / слайд 8 /

- Читаем дальше.

Издалека долго

Течет река… ( Волга. ) / слайд 9 /

В летний зной хорошо напиться из него водицы ( Родник. ) / слайд 10 /

Самые маленькие в семье ( Дети. ) / слайд 11 /

Что выше леса,

Краше солнца,

Без огня горит? ( Солнце. ) / слайд 12 /

Самое дорогое и первое слово, которое вы произнесли. ( Мама. ) / слайд 13 /

- Какое слово вы разгадали?

/ Родина. /

Молодцы. Посмотрим, так ли получилось у вас? / слайд 14 /

- Ребята, а что же для каждого из нас Родина?

/ Это - мать, отечество, семья, место, где мы живем. /

Правильно, ребята.

- Так есть ли разница между словами Родина и Отчизна?

/ Нет, эти слова обозначают одно и то же. /

- Почему же человеку близка и любима его Родина?

/ Потому что у нас она одна, как мама. В ней все родное и близкое. Потому что мы родились в ней. Родина - это самое дорогое место для человека. /

Правильно, ребята. Все мы дети своей родины.

- А что же может сделать каждый из нас для ее процветания?

/ Беречь природу, сохранять и приумножать ее богатства, всегда думать о ней, прославлять ее словами и поступками. /

Русские люди всегда любили, защищали и заботились о своей Родине. Они создали много пословиц, поговорок, загадок о Родине и Отечестве.

VI. Закрепление. Игра « Собери Пословицу».

- Выполним задания для закрепления.

1. Работа с пословицами (сложить из частей). / слайд 15 /

-Ребята, рассыпались пословицы. Помогите сложить их из частей.

- Если дружба велика, кто за Родину стоит горой.

- За Отечество тот врага губит.

- Тот герой, будет Родина крепка.

- Кто Отечество любит жизнь отдают.

Пословицы о Родине, Отечестве прославляют землю русскую. В каждой пословице о Родине, Отечестве прослеживается огромная любовь к матушке России.

- Продолжи пословицу:

Родина – мать, умей …(за нее постоять). / слайд 16 /

- Как вы понимаете эту пословицу?

/ Родина самое дорогое место для человека, как мать. И мы должны любить ее, беречь и наш дом защищать ее от врагов. /

- Ребята, а что значит любить свою Родину, свое Отечество!

А это значит:

1. Знать историю Родины и Отечества.

2. Сохранять и преумножать ее богатства.

3. Беречь природу.

4. Всегда думать об Отечестве, прославлять его словами и поступками.

5. Уметь передать свою гордость за Родину другим.

VIII. Итог.

- Наш урок подошел к концу.

- С каким произведением вы познакомились на уроке?

/ «Наше Отечество». /

- Кто запомнил имя автора?

/ К.Д. Ушинский. /

- Ребята, а какие важные слова вы будете использовать в своей речи, когда будете говорить о нашей стране?

/ Родина, Отечество. /

В начале урока, я просила вас ответить на вопрос:

- Как вы считаете, ответили мы на него?

/ Да, ответили. /

К какому же выводу мы пришли:

-«Есть ли разница между словами Родина и Отечество?

/ Нет, эти слова обозначают одно и то же. /

Да, ребята, эти слова одного и того же значения, это слова синонимы.

- Что же для нас Россия ?

/ Это Родина, это мое Отечество, это место, где мы родились и живем. /

VII. Д./з.: дома найти пословицы о Родине. / слайд 17 /

- Какой праздник наша страна отмечала в феврале?

/ День Защитника Отечества. /

Все вы будущие защитники Отечества, нашей большой Родины и когда вырастете, сможете сделать много доброго, полезного и красивого, чтобы Россия стала ещё сильнее и краше.

А пока вы должны хорошо и прилежно учиться.

Сегодня вы все очень хорошо поработали, были активными и дружными.

Урок окончен. / слайд 18 /

Всем спасибо!

 

Добавить комментарий

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- загружать, публиковать, передавать, иным образом доводить до всеобщего сведения (далее - размещать) любую информацию, которая содержит угрозы, дискредитирует или оскорбляет других пользователей или третьих лиц, является вульгарной, непристойной, носит мошеннический характер, посягает на личные или публичные интересы, пропагандирует расовую, религиозную, этническую ненависть или вражду, любую иную информацию, нарушающую охраняемые законом права человека и гражданина;
- размещать любую коммерческую рекламу, коммерческие предложения, агитационные материалы, распространять спам, сообщения-цепочки (сообщения, требующие их передачи одному или нескольким пользователям), схемы финансовых пирамид или призывы в них участвовать, любую другую навязчивую информацию;
- размещать домашние адреса, номера телефонов, адреса электронной почты, паспортные данные и прочую личную информацию любых третьих лиц без их личного согласия на такие действия;
- описывать или пропагандировать преступную деятельность, размещать инструкции или руководства по совершению преступных действий;
- размещать любую информацию, нарушающую исключительные права третьих лиц на объекты интеллектуальной собственности;
- размещать любую другую информацию, которая, по личному мнению Администрации, является нежелательной, не соответствует целям создания Сайта, ущемляет интересы пользователей или по другим причинам является нежелательной для размещения на Сайте.
Администрация оставляет за собой право по своему собственному усмотрению удалять любую публикуемую Вами информацию, нарушающую установленные запреты.


Защитный код
Обновить

Поиск

Контакты

Адрес редакции:

125222, г. Москва, a/я 8,

ООО «ИГ «Основа»

www.e-osnova.ru

e-mail: RU.teacherjournal@yandex.ru

Счетчики



Новый сайт

Уважаемые пользователи и гости сайта .


Мы подготовили для вас новый, яркий и удобный сайт на котором вы сможете не только рассказывать о свои разработки уроков и заказать сертификаты, но и с пользой провести время со своими друзьями и коллегами в социальной сети или на форуме, обновленный вид комментариев и прочие интересные возможности. Мы только запустили этот проект, успейте пройти регистрацию в числе первых и Вы сможете получить уникальное и красивое ссылку на свой профиль.


http://new.teacherjournal.ru/


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ

Коллеги, специально для вас Издательская группа «Основа» выпускает практические журналы для учителей-предметников, воспитателей и администрации школы.

Выписывайте и читайте свои профессиональные журналы как в бумажном так и электронном виде. Подписка по редакционной цене на сайте http://www.e-osnova.ru/

КОНКУРСЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Приглашаем принять участие во всероссийских конкурсах «Творческий учитель» и «Творческий воспитатель» от Издательской группы «Основа». Присылайте свои авторские работы и получите бесплатно диплом за участие в конкурсе. Лучшие работы будут опубликованы во Всероссийских журналах Издательской группы «Основа».

Подробнее о конкурсах «Творческий учитель» и «Творческий воспитатель».


© 2012 Издательская группа "Основа"

© 2016 Учительский журнал он-лайн. Все права защищены.
Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.

Редакция портала «Учительский журнал он-лайн» может не разделять точку зрения автора и пользователей портала, которые высказываются в форме комментариев к статьям, сообщений на форуме и т.д. Авторы публикаций несут ответственность за достоверность фактов, цитат, собственных имен. Материалы публикуются в авторском варианте, иллюстрации, пунктуация и лексика авторские. Претензии не принимаются. Материалы не рецензируются.

«Учительский журнал он-лайн» (свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-42343 от 20.10.10)