Учительский журнал он-лайн

 

Экологическое равновесие

Печать

Открытый урок "Экологическое равновесие" в 4 классе

Цель:

- сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии;

- совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы,

опираясь на собственные наблюдения;

- развивать познавательную активность и речь учащихся;

- воспитывать уважение и любовь к природе.

Оборудование:

- компьютер;

- экран;

- презентация на тему «Экологическое равновесие»;

- магнитофон;

- карта «Природные зоны России»;

- толковый словарь русского языка С. И. Ожегова.

Ход урока:

I Организационный момент.

II Сообщение темы урока

 

Серьёзные проблемы сегодня будем решать –

Наблюдать, анализировать, рассуждать.

На такой вопрос нам предстоит найти ответ:

«Экологическое равновесие – это важно или нет?»

( Музыка «В мире животных» Слайд №2)

 

- Ребята, закройте глаза. Что вы увидели?

Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой, сверкающий шар. Это Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И так важно, чтобы это продолжалось вечно.

(слайд №3)

-Итак, сегодня нам предстоит найти ответ на вопрос: экологическое равновесие – это важно или нет? Чтобы ответить на этот вопрос, нам предстоит решить экологические задачи.

(Слайд №4)

- Что же такое экология?

Экология – греческое слово: экос – дом, логос – учение.

(Слайд №5)

- Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

- А что такое равновесие?   (Равное по весу)

(Слайд №6)

 

III Работа по теме урока

Беседа о взаимосвязях в природе.

- Рассмотрим это на примерах.

(Слайд №7)

- По берегам одной реки рос лес. Река была полноводной, деревья росли крепкими, здоровыми. Почему так было?

(Река отдавала влагу деревьям, а деревья тоже давали реке влагу.)

- А как деревья дают влагу реке?

(Лес притягивает к себе дождевые облака, в тени деревьев образуются ручейки.)

Происходит обмен: река питает растения, а растения реку.

 

Но вот, как из бутылки вырос джин

И стал сильнее всех,

Так человек – природы сын –

Завоевал успех.

Вначале слаб он был и глуп.

Ему был нужен острый зуб

И крепкий коготь, как у льва.

Была же только голова

И к ней пять пальцев на руке.

Но обошёлся он вполне,

Сумел он так мозги развить,

Чтоб льва и тигра победить.

И в лес, приехав на слоне,

Сказал: « Вы все покорны мне!»

Но не учёл, что важно знать,

Как надо власть употреблять.

( М. Х. Левитман)

(Слайд №8)

- Что произошло с рекой?

(Река обмелела и может совсем высохнуть)

- Почему это произошло?   (Вырубили деревья)

- Что это значит?

Это значит, что между рекой и лесом нарушилась связь. Нарушилось экологическое равновесие.

- Так важно экологическое равновесие ил нет?

Экологическое равновесие – это очень важно, так как в природе всё взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни  растения, ни животные, ни человек.

 

Решение экологических задач.

- Наша страна самая богатая лесом.

(Слайд №9)

- Какое значение имеет лес в жизни человека?    (Лес – это грибы, ягоды, звери)

А ещё лес – это чистый воздух.

Сейчас мы решим задачу и узнаем, сколько чистого воздуха необходимо одной семье.

«На семью из 3 человек требуется в сутки 51 кг чистого воздуха. Сколько кг воздуха потребуется для семьи из 5 человек?» (устно решить задачу)

А решив следующую задачу, мы узнаем сколько кислорода выделяют деревья.

«Клён выделяет в год 2 кг 100г кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кг кислорода получит двор, в котором 5 вязов и 3 клёна?»

(Слайд №10)

Разбор задачи. 1 ученик решает задачу у доски.

 

(Слайд №11)

- Ребята, а сколько времени должно пройти, чтобы вырос такой лес?

Давайте решим ещё одну задачу.

«Один дуб рос 7 лет, а другой 6 лет. Первый дуб вырос на 20 см выше. На сколько см вырос каждый дуб?»

Повторить условие задачи и вопрос.

(Слайд №12)

Решить задачу самостоятельно.

 

Физкультминутка («прогулка по лесу»)

Видеоролик: лес и птицы.

 

Экологические проблемы природных зон.

-Ребята, а какие экологические проблемы есть в лесной зоне?

(Слайд №13)

(Рассказы детей)

Покажите на карте лесную зону.

 

(Слайд №14)

- Какая природная зона изображена на экране?    (Арктика)

Вспомните, какие действия человека нарушили экологическое равновесие этой природной зоны?

Показать на карте Арктику.    (Рассказы детей)

 

(Слайд №15)

- Что нарушает человек, находясь в тундре?

Рассказать и показать на карте.

 

(Слайд №16)

- Что может произойти со степными животными?

Показать на карте степь и рассказать.

 

(Слайд №17)

- Рассказать об экологических проблемах пустыни и показать пустыню.

 

(Слайд №18)

- Как человек нарушает экологическое равновесие на Черноморском побережье Кавказа?

Показать на карте.

 

Экологические ситуации

(Слайд №19)

- А теперь я предлагаю вам объяснить экологические ситуации.

С каждого ряда я вызываю 3 представителей и раздаю им задание. После обсуждения они должны объяснить свою экологическую ситуацию.

1 «Участились случаи отравления грибами, которые всегда считались съедобными и употреблялись в пищу. Почему так происходит?»

(Слайд №20)

2 «Почему в районах новостроек бывает больше пыли и тяжелее дышать, чем в старых районах со скверами и парками?»

(Слайд №21)

3 «Основной корм выдры – рыба. Установлено, что в случае истребления выдр, в водоёме сначала рыб станет больше, но со временем – её станет меньше и меньше».

(Слайд №22)

Объясните эти ситуации.

IY Итог урока.

(Слайд №23)

- Что вы знаете о сигнале SOS?

SOS – международный радиосигнал.  Его подают с тонущего корабля. Всякий услышавший его, на каком бы языке он ни говорил, в какой бы стране ни жил знает: где-то гибнут люди, они молят о спасении. Теперь мольба о спасении раздаётся не только с тонущего корабля. Всё чаще мы слышим от природы «SOS! SOS!»

1 ученик

«Остановись! Одумайся!» - шепчут человеку леса.

 

2 ученик

«Не оголяй землю… Не превращай её в пустыню…»

 

3 ученик

«Пощади! – вторит земля - Ты вырубаешь деревья… это лишает меня влаги…я иссыхаю, старею… скоро я ничего не смогу родить… ни злака, ни цветка…»

 

1 ученик

Скромные жители Земли подают голоса мольбы. Они напоминают человеку о кровном родстве с Природой. Но современные люди разучились понимать язык трав, птиц, язык лесов, зверей, шуршащих осенних листьев, говор ручья, пение песка.

2 ученик

Наша планета устала от дымящихся труб, гудящих турбин, стекающих в реки химикатов, от войн, от взрывов – от того, как беззаботно, неразумно, безжалостно обходиться с ней человек.

Слышите? Природа просит о помощи!

3 ученик

Пора бы человечеству понять,

Богатство у природы, отбирая,

Что землю нужно тоже охранять,

Она, как мы, такая же – живая!

(Слайд №24)

 

Y Домашнее задание: учебник с. 141 -142 читать; привести свои примеры экологического равновесия.

 

 

 

Добавить комментарий

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- загружать, публиковать, передавать, иным образом доводить до всеобщего сведения (далее - размещать) любую информацию, которая содержит угрозы, дискредитирует или оскорбляет других пользователей или третьих лиц, является вульгарной, непристойной, носит мошеннический характер, посягает на личные или публичные интересы, пропагандирует расовую, религиозную, этническую ненависть или вражду, любую иную информацию, нарушающую охраняемые законом права человека и гражданина;
- размещать любую коммерческую рекламу, коммерческие предложения, агитационные материалы, распространять спам, сообщения-цепочки (сообщения, требующие их передачи одному или нескольким пользователям), схемы финансовых пирамид или призывы в них участвовать, любую другую навязчивую информацию;
- размещать домашние адреса, номера телефонов, адреса электронной почты, паспортные данные и прочую личную информацию любых третьих лиц без их личного согласия на такие действия;
- описывать или пропагандировать преступную деятельность, размещать инструкции или руководства по совершению преступных действий;
- размещать любую информацию, нарушающую исключительные права третьих лиц на объекты интеллектуальной собственности;
- размещать любую другую информацию, которая, по личному мнению Администрации, является нежелательной, не соответствует целям создания Сайта, ущемляет интересы пользователей или по другим причинам является нежелательной для размещения на Сайте.
Администрация оставляет за собой право по своему собственному усмотрению удалять любую публикуемую Вами информацию, нарушающую установленные запреты.


Защитный код
Обновить

Поиск

Контакты

Адрес редакции:

125222, г. Москва, a/я 8,

ООО «ИГ «Основа»

www.e-osnova.ru

e-mail: RU.teacherjournal@yandex.ru

Счетчики



Новый сайт

Уважаемые пользователи и гости сайта .


Мы подготовили для вас новый, яркий и удобный сайт на котором вы сможете не только рассказывать о свои разработки уроков и заказать сертификаты, но и с пользой провести время со своими друзьями и коллегами в социальной сети или на форуме, обновленный вид комментариев и прочие интересные возможности. Мы только запустили этот проект, успейте пройти регистрацию в числе первых и Вы сможете получить уникальное и красивое ссылку на свой профиль.


http://new.teacherjournal.ru/


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ

Коллеги, специально для вас Издательская группа «Основа» выпускает практические журналы для учителей-предметников, воспитателей и администрации школы.

Выписывайте и читайте свои профессиональные журналы как в бумажном так и электронном виде. Подписка по редакционной цене на сайте http://www.e-osnova.ru/

КОНКУРСЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Приглашаем принять участие во всероссийских конкурсах «Творческий учитель» и «Творческий воспитатель» от Издательской группы «Основа». Присылайте свои авторские работы и получите бесплатно диплом за участие в конкурсе. Лучшие работы будут опубликованы во Всероссийских журналах Издательской группы «Основа».

Подробнее о конкурсах «Творческий учитель» и «Творческий воспитатель».


© 2012 Издательская группа "Основа"

© 2016 Учительский журнал он-лайн. Все права защищены.
Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.

Редакция портала «Учительский журнал он-лайн» может не разделять точку зрения автора и пользователей портала, которые высказываются в форме комментариев к статьям, сообщений на форуме и т.д. Авторы публикаций несут ответственность за достоверность фактов, цитат, собственных имен. Материалы публикуются в авторском варианте, иллюстрации, пунктуация и лексика авторские. Претензии не принимаются. Материалы не рецензируются.

«Учительский журнал он-лайн» (свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-42343 от 20.10.10)