Учительский журнал он-лайн

 

В чем секрет орфограммы "цы/ци"

Печать

АННОТАЦИЯ К ПРОЕКТНОЙ РАБОТЕ УЧАЩИХСЯ 3-ГО КЛАССА «В» ГОУ ЦО №1454 САО Г.МОСКВА

Тема проектной работы: «Почему орфография вмешалась в область графики? В чем секрет орфограммы [ЦЫ]?»

Авторы работы: учащиеся 3-го «В» класса ГОУ ЦО№1454.

Научный руководитель проекта: классный руководитель 3-го класса «В» Терентьева Л.В.

Актуальность темы: желание учащихся класса самостоятельно разобраться в проблеме вмешательства орфографии в область графики в случае с [цы], т.к. вопросы по этой орфограмме возникали перед ними на протяжении 2,5 лет обучения русскому языку и оставались без ответа вследствие нехватки знаний.

Проблема: отсутствие знаний, позволяющих сформулировать закономерность, в каких случая можно проводить аналогию между правописанием «жи»/«ши» и «цы»/«ци»; узнать, почему в основах одних слова после «ц» пишется «и», а в основах других – «ы»; разобраться, почему одни и те же слова в разных толковых словарях (Даля и Ожегова) имеют разное написание; доконструировать способ действия при обозначении этой орфограммы буквами.

Предмет исследования: особенности древнерусской фонетики и графики, становление русской орфографии.

Гипотеза проекта: если учащиеся самостоятельно найдут ответы на все вопросы, возникшие при изучении орфограммы [цы], и создадут «Путеводитель» по этой орфограмме, то они смогут сконструировать универсальный способ действия, связанного с правописанием «ы»/«и» после «ц».

Цель проекта: создать «Путеводитель» по правописанию «ы»/«и» после «ц».

Методы исследования: проблемный, классификационный, исследовательский, поисковый, аналитический, социологический.

План выполнения проекта:

  1. сформировать три рабочие группы: историки-исследователи, сочинители лингвистических сказок, составители кроссвордов и чайнвордов;

  2. историки-исследователи должны изучить материалы по истории развития русского языка, исследовать памятники древнерусской литературы, особенности древнерусской фонетики и графики, становление русской орфографии;

сочинители лингвистических сказок должны исследовать структуру известных лингвистических сказок, изучить проблему проектной работы и отобразить её в лингвистических сказках собственного сочинения;

составители кроссвордов и чайнвордов должны исследовать механизм составления этих головоломок и создать свои по теме проекта;

  1. создание «Путеводителя» силами всей команды проекта.

 

Краткое описание работы

Группа историков-исследователей познакомилась с историей развития старославянской письменности, выдвинула гипотезы, одна из которых состояла в том, что в древнерусском языке звук [ц‘] был мягким и сочетался со звуком [и], что отразилось на письме в начертании ци. Потом, вероятно, звук [ц] отвердел и стал сочетаться со звуком [ы], что отразилось на письме в начертании цы. По версии учащихся правил орфографии в древнерусском языке не существовало, что привело к вариативному письму. Чтобы опровергнуть или подтвердить свою догадку, группа историков-исследователей исследовала текст «Слова о полку Игореве» на древнерусском языке, предварительно договорившись о системе анализа, заключавшейся в следующем:

- если встретятся варианты написания цы-ци в разных словах, то это будет доказывать правильность первой гипотезы ([ц] был парным по твердости-мягкости):

- если удастся найти разные варианты написания одного и того же слова, то подтвердится вторая гипотеза (о постепенном отвердении [ц] и отсутствии правил орфографии в древнерусском языке).

В результате проведенной работы группа историков-исследователей сделала выводы:

- проведенные исследования дают право предполагать, что звук [ц’] был мягким, но позже отвердел. Подтверждением этого вывода является сочетаемость на письме буквы ц с буквами и. ю, е, Ь и Ъ(ять), а также замена этим звуком в некоторых словоформах звука [к];

- на то, что звук [ц’] отвердел, а не был парным по твердости-мягкости, указывает сочетаемость буквы ц с буквами Ъ(ер) и ы. вариативность написания одних и тех же слов подтверждает версию о том, что правил орфографии не было.

Чтобы проследить тенденцию становления обозначения звука [ы] после ц историки-исследователи провели анализ текста «Домострой» на древнерусском языке и газеты «Ведомости» эпохи Петра I и пришли к выводу о развитии двух принципов русской орфографии: историческом, который отражается в начертании жи-ши, и звуковом (фонетическом), который отобразился в начертании цы. Исследуя газету «Ведомости» учащиеся обратили внимание на то, что в окончаниях слов после ц всегда употребляется ы. В основе же слова единообразия в написании не наблюдалось. В основах всех приведенных слов наблюдается преимущественное употребление ц с ы, что соответствует отвердевшему к тому времени в русском произношении звука ц. Но все эти слова – иностранного происхождения. Учащиеся допустили, что в иностранном происхождении этих слов и кроется причина разного написания, а это значит, что оно требует регламентации орфографическим правилом. Подтверждение своим выводам нашли в трудах Н.И.Греча и Я.К.Грота и в них же объяснения причин вариативности написания цы и ци.

Группа сочинителей лингвистических сказок исследовала структуру лингвистических сказок, провела при помощи толковых и этимологических словарей классификацию слов с написаниями цы и ци. Результатом этой работы стала возможность конструирования универсального способа обозначения звука [ы] после ц буквой. Логическим завершением этих исследований стало сочинение лингвистических сказок по двум направлениям: сказки об истории орфограммы [цы] и сказки о способе действия при обозначении звука [ы] после ц буквой.

Группа составителей кроссвордов исследовала механизм создания кроссвордов и чайнвордов и составила свои кроссворды и чайнворды по теме проекта.

Команда проекта провела конкурс на лучшую обложку «Путеводителя». Объединила все материалы и создала «Путеводитель по орфограмме [цы]».

Основные выводы и результаты

Выполнение проекта помогло научить учащихся:

- самостоятельно находить материал для исследовательской деятельности,

- разрабатывать систему анализа,

- формулировать гипотезы и выводы,

- в занимательной форме раскрывать суть лингвистических понятий в форме лингвистических сказок,

- самостоятельно разрабатывать тренировочный материал в виде кроссвордов и чайнвордов,

- получить навыки совместной работы над общей задачей.

 

Библиография

  1. «Слово о полку Игореве», «Детская литература», Москва, 1970г.

  2. Сильвестр «Домострой», «Наука», Москва, 1994 г.

  3. «Ведомости» за 1703 – 1710 г.г. (Быкова, 1955-1958 г.г., РГБ, РНБ)

  4. Иванова Т. А. «Старославянский язык»: Учебник. — 2-е издание, испр. и доп. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1998

  5. П.А.Лекант и др. «Современный русский язык», Москва, ИД «Дрофа», 2000 г.

  6. Н.И.Греч «Практическая руководство к русской грамматике», С.-Петербург, типография издателя, 1854 г.

  7. Я.К.Грот «Русское правописание», С.-Петербург, типография императорской академии наук, 1894 г.

Вложения:
Скачать этот файл (ЦЫ-4.ppt)Презентационный файл проекта[В фале приведена презентация по защите проекта]8092 Kb
Скачать этот файл (Проект-Орфограмма ЦЫ - Copy (2) - Copy.doc)Описание проекта[В файле укзаны основные цели, задачи и этапы выполнения проекта]377 Kb
 

Добавить комментарий

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- загружать, публиковать, передавать, иным образом доводить до всеобщего сведения (далее - размещать) любую информацию, которая содержит угрозы, дискредитирует или оскорбляет других пользователей или третьих лиц, является вульгарной, непристойной, носит мошеннический характер, посягает на личные или публичные интересы, пропагандирует расовую, религиозную, этническую ненависть или вражду, любую иную информацию, нарушающую охраняемые законом права человека и гражданина;
- размещать любую коммерческую рекламу, коммерческие предложения, агитационные материалы, распространять спам, сообщения-цепочки (сообщения, требующие их передачи одному или нескольким пользователям), схемы финансовых пирамид или призывы в них участвовать, любую другую навязчивую информацию;
- размещать домашние адреса, номера телефонов, адреса электронной почты, паспортные данные и прочую личную информацию любых третьих лиц без их личного согласия на такие действия;
- описывать или пропагандировать преступную деятельность, размещать инструкции или руководства по совершению преступных действий;
- размещать любую информацию, нарушающую исключительные права третьих лиц на объекты интеллектуальной собственности;
- размещать любую другую информацию, которая, по личному мнению Администрации, является нежелательной, не соответствует целям создания Сайта, ущемляет интересы пользователей или по другим причинам является нежелательной для размещения на Сайте.
Администрация оставляет за собой право по своему собственному усмотрению удалять любую публикуемую Вами информацию, нарушающую установленные запреты.


Защитный код
Обновить

Поиск

Контакты

Адрес редакции:

125222, г. Москва, a/я 8,

ООО «ИГ «Основа»

www.e-osnova.ru

e-mail: RU.teacherjournal@yandex.ru

Счетчики



Новый сайт

Уважаемые пользователи и гости сайта .


Мы подготовили для вас новый, яркий и удобный сайт на котором вы сможете не только рассказывать о свои разработки уроков и заказать сертификаты, но и с пользой провести время со своими друзьями и коллегами в социальной сети или на форуме, обновленный вид комментариев и прочие интересные возможности. Мы только запустили этот проект, успейте пройти регистрацию в числе первых и Вы сможете получить уникальное и красивое ссылку на свой профиль.


http://new.teacherjournal.ru/


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ

Коллеги, специально для вас Издательская группа «Основа» выпускает практические журналы для учителей-предметников, воспитателей и администрации школы.

Выписывайте и читайте свои профессиональные журналы как в бумажном так и электронном виде. Подписка по редакционной цене на сайте http://www.e-osnova.ru/

КОНКУРСЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Приглашаем принять участие во всероссийских конкурсах «Творческий учитель» и «Творческий воспитатель» от Издательской группы «Основа». Присылайте свои авторские работы и получите бесплатно диплом за участие в конкурсе. Лучшие работы будут опубликованы во Всероссийских журналах Издательской группы «Основа».

Подробнее о конкурсах «Творческий учитель» и «Творческий воспитатель».


© 2012 Издательская группа "Основа"

© 2016 Учительский журнал он-лайн. Все права защищены.
Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.

Редакция портала «Учительский журнал он-лайн» может не разделять точку зрения автора и пользователей портала, которые высказываются в форме комментариев к статьям, сообщений на форуме и т.д. Авторы публикаций несут ответственность за достоверность фактов, цитат, собственных имен. Материалы публикуются в авторском варианте, иллюстрации, пунктуация и лексика авторские. Претензии не принимаются. Материалы не рецензируются.

«Учительский журнал он-лайн» (свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-42343 от 20.10.10)