Учительский журнал он-лайн

 

Использованиекоммуникативной технологии для развития коммуникативной функции речи младших школьников

Печать

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная)     общеобразовательная школа-интернат 1 вида №1»

Использование коммуникативно-развивающей технологии для развития коммуникативной функции младших школьников с нарушением слуха

Все знают, что рождение языка в природе - природный процесс. Он не связан со знанием или незнанием основ грамматики того или иного языка. Ребенок с нарушением слуха никогда не задумывается над формами предложения. Если бы рождение языка шло сначала через изучение отдельных слов, затем через изучение отдельных грамматических форм, это был бы сложный путь. Язык рождается только в общении.

Целью коммуникативно-развивающей технологии является развитие языковых и речевых способностей, умений и навыков, культуры речевого общения, разработка способов овладения младшими школьниками с нарушением слуха практического общения в различных жизненных ситуациях. Развитие устной монологической речи в младшем школьном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Мы выделяем четыре приоритетных направления психолого- педагогических проблем обучения языку и развитию речи, которые между собой взаимосвязаны:

1)       Структурное (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического);

2)       Когнитивное (формирование способностей к элементарному осознанию языка и речи);

3)       Функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, речевого общения);

4)       Рефлексивное

Обучение языку мы рассматриваем не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками – фонетическим, грамматическим, лексическим), но и в сфере общения детей со сверстниками и взрослыми (как овладение коммуникативными умениями). Отсюда важной задачей становится не только формирование культуры речи, но и культуры общения.

Знакомство с культурой общения осуществляется на нескольких уровнях. Объектом изучения становятся слова, фразы с неповторимой семантикой: пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы, крылатые слова и выражения.

Лексические и грамматические особенности слов мы реализовываем через различные ситуации или блоки. Блок-это тема, рассчитанная на одну или две недели, которая проходит через все режимные занятия. Предлагаемая коммуникативно-развивающая технология построена на материале бытовых тем (блоков): «Знакомство», «Семья», «Вежливые слова» и т.д.  Эта технология,  основанная на блочной системе планирования, в конце года дает следующие результаты:

-дети усваивают:

  • Наименования верхней одежды (тема «Одежда»)
  • Колорит цветовых прилагательных (тема «Цвета»)
  • Наименования флоры и фауны (тема «Растения», «Животные»)
  • Национальную кухню (тема «Еда. Продукты питания»)
  • Наименования посуды (тема «Посуда»)
  • Особенности восприятия времен года (тема «Времена года»)

Коммуникативно-развивающая технология не ставит основополагающей целью изучение грамматики, но во время изучения ситуативных тем даются некоторые сведения по грамматике языка. С позиций коммуникативного подхода детям предлагаются практически одни и те же темы с выделением коммуникативного инварианта, подлежащего усвоению; лексическая наполняемость каждой темы зависит от возраста детей. В качестве коммуникативного инварианта определены для каждой из групп формулы речевого этикета и формулы, сопровождающие коммуникативное взаимодействие педагога и ребенка.

Немаловажную роль для речевого и коммуникативного развития в младшем школьном возрасте играет общение ребенка в семье, где он в большей степени реализует свою коммуникативную и речевую инициативу.

Положительная сторона данной технологии – положительный настрой. Комфорт создается педагогом путем элементарных игр. Каждому ребенку в течение занятия предоставляется возможность выступить в какой-либо роли, в зависимости от тематики и содержания занятий. В младшем школьном возрасте это могут быть роли из сказок, различные ситуативные игры. («В магазине», «В библиотеке» и т.д.)

В повседневной жизни в условиях игры дети упражняются в многократном повторении речевых образцов, формируют речевую готовность к речевому общению, тренируются в выборе нужного речевого варианта. В дальнейшем эта игра служит своеобразным повторением уже пройденного материала, средством приобщения к культуре родного языка. Успех предложенных игр во многом зависит от простых и ясных инструкций учителя. Он предлагает детям самим придумать окончание игры; напоминает детям о пройденных речевых оборотах, общеупотребительных фразах родного языка. Все занятия в предложенной технологии построены по тематическому принципу, т.е. упражнения и высказывания детей начинают, продолжают и развивают одну тему. Тематика занятий очень разнообразна: это и времена года, мир животных и растений, явления общественной жизни, отношения взрослых и детей, любовь к природе.

Таким образом, развитие коммуникативной функции младших школьников с нарушением слуха, является базовой на данном этапе развития детей. Необходимо не только обогащать и расширять их словарный запас, но и прививать интерес, желание к общению на языке, средствами родного языка повышать мотивацию к общению на языке. Этого и позволяет добиться коммуникативно-развивающая технология.

 

Подготовила: учитель начальных классов Еговцева Юлия Николаевна

 

Добавить комментарий

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- загружать, публиковать, передавать, иным образом доводить до всеобщего сведения (далее - размещать) любую информацию, которая содержит угрозы, дискредитирует или оскорбляет других пользователей или третьих лиц, является вульгарной, непристойной, носит мошеннический характер, посягает на личные или публичные интересы, пропагандирует расовую, религиозную, этническую ненависть или вражду, любую иную информацию, нарушающую охраняемые законом права человека и гражданина;
- размещать любую коммерческую рекламу, коммерческие предложения, агитационные материалы, распространять спам, сообщения-цепочки (сообщения, требующие их передачи одному или нескольким пользователям), схемы финансовых пирамид или призывы в них участвовать, любую другую навязчивую информацию;
- размещать домашние адреса, номера телефонов, адреса электронной почты, паспортные данные и прочую личную информацию любых третьих лиц без их личного согласия на такие действия;
- описывать или пропагандировать преступную деятельность, размещать инструкции или руководства по совершению преступных действий;
- размещать любую информацию, нарушающую исключительные права третьих лиц на объекты интеллектуальной собственности;
- размещать любую другую информацию, которая, по личному мнению Администрации, является нежелательной, не соответствует целям создания Сайта, ущемляет интересы пользователей или по другим причинам является нежелательной для размещения на Сайте.
Администрация оставляет за собой право по своему собственному усмотрению удалять любую публикуемую Вами информацию, нарушающую установленные запреты.


Защитный код
Обновить

Поиск

Контакты

Адрес редакции:

125222, г. Москва, a/я 8,

ООО «ИГ «Основа»

www.e-osnova.ru

e-mail: RU.teacherjournal@yandex.ru

Счетчики



Новый сайт

Уважаемые пользователи и гости сайта .


Мы подготовили для вас новый, яркий и удобный сайт на котором вы сможете не только рассказывать о свои разработки уроков и заказать сертификаты, но и с пользой провести время со своими друзьями и коллегами в социальной сети или на форуме, обновленный вид комментариев и прочие интересные возможности. Мы только запустили этот проект, успейте пройти регистрацию в числе первых и Вы сможете получить уникальное и красивое ссылку на свой профиль.


http://new.teacherjournal.ru/


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ

Коллеги, специально для вас Издательская группа «Основа» выпускает практические журналы для учителей-предметников, воспитателей и администрации школы.

Выписывайте и читайте свои профессиональные журналы как в бумажном так и электронном виде. Подписка по редакционной цене на сайте http://www.e-osnova.ru/

КОНКУРСЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Приглашаем принять участие во всероссийских конкурсах «Творческий учитель» и «Творческий воспитатель» от Издательской группы «Основа». Присылайте свои авторские работы и получите бесплатно диплом за участие в конкурсе. Лучшие работы будут опубликованы во Всероссийских журналах Издательской группы «Основа».

Подробнее о конкурсах «Творческий учитель» и «Творческий воспитатель».


© 2012 Издательская группа "Основа"

© 2016 Учительский журнал он-лайн. Все права защищены.
Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.

Редакция портала «Учительский журнал он-лайн» может не разделять точку зрения автора и пользователей портала, которые высказываются в форме комментариев к статьям, сообщений на форуме и т.д. Авторы публикаций несут ответственность за достоверность фактов, цитат, собственных имен. Материалы публикуются в авторском варианте, иллюстрации, пунктуация и лексика авторские. Претензии не принимаются. Материалы не рецензируются.

«Учительский журнал он-лайн» (свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-42343 от 20.10.10)