Учительский журнал он-лайн

 

Сказкотерапия в начальной школе

Печать

СКАЗКОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье.

Генрих Гейне

 

Школа с первых дней требует от учащихся максимальной мобилизации интеллектуальных, эмоциональных и физических резервов.

Учёба – это серьёзное испытание выносливости. Преимущественно сидячий образ жизни, учебные нагрузки и, возникающее в учебном процессе, нервно-психическое напряжение порой приводит к заболеваниям (сколиоз, головные боли, желудочно-кишечные расстройства и др.). А если ребенок к тому же мало бывает на свежем воздухе, неправильно питается, увлекается телевизионными передачами или игрой в компьютер, то проблемы усталости, раздражительности, хронического переутомления обеспечены.

Поэтому воспитание и обучение в школе с самого начала должно быть направлено на решение одной из актуальнейших задач современного образования – формирование здорового образа жизни младших школьников и коррекцию уже сложившихся вредных привычек. Именно эта задача представляет наибольшие трудности и пока не имеет эффективного решения.  Я подумала, что, может быть, именно  сказка окажется тем волшебным ресурсом, который сможет помочь в решении  данной проблемы.

Сказка - одно из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, побуждает к действию, заставляет думать, даёт свободу, лечит.

Психотерапевтическое воздействие детских сказок связано с отсутствием в них прямых нравоучений. Детская сказка дает ребенку возможность почувствовать новые ощущения и пережить новые ситуации, а это лучший способ уйти от ежедневной рутины и скуки. Сказка, особенно волшебная, является источником, восстанавливающим душевные силы. Она позволяет переживать эмоции, развивает воображение и образное мышление.

Детские сказки учат ребенка сопереживать чужому горю и разделять радость других, помогают различать, где настоящая действительность, а где выдумка, формируя, таким образом, критическое отношение, как к сказочным, так и к жизненным ситуациям. То есть, сказка дает возможность учиться на чужих ошибках.

Направления сказкотерапии:

1. Интерпретация сказок.

2. Рассказывание сказок.

3. Переписывание сказки.

4. Придумывание, сочинение сказки.

 

Из всех  перечисленных методов сказкотерапии, на мой взгляд,  процесс придумывания сказок учащимися, является наиболее продуктивным. Он не только благоприятно сказывается на  психическом здоровье детей и развивает способность видеть даже в самой сложной ситуации позитивную сторону, но и способствует развитию речи, фантазии, творчества. Сочинение собственной сказки даёт возможность каждому ребёнку  осуществить свою мечту - почувствовать себя творцом.

Правила написания.

1. Определить проблему, которая вас волнует на данный момент больше всего. Придумать название сказке.

2. Помнить, что главная цель любой сказки – научить различать зло и добро.

3. Если вы не знаете, как начать, то вспомните, как начинаются обычно сказки: «Жили-были…», «Однажды…», «В те далёкие времена…», « В некотором царстве…».

4. В сказке могут быть совершенно фантастические герои, и они могут делать совершенно невероятные вещи.

5. Сюжет сказки - живой. Ваша задача, как автора – просто дать своей руке волю, чтобы она записывала то, что рождается в вашем воображении.

6. Стремясь к занимательности сюжета, не забывайте о словесном оформлении сказки. Очень важно использовать такие средства выразительности речи, как: эпитеты,  гиперболы,  повторы,  песенки,  прибаутки.

7. Не забывайте о том, что у каждой сказки обязательно есть зачин и концовка. Конец сказки может быть кратким: «Ну, вот и вся сказка», «На том дело и закончилось». Иногда это слово или фраза – вопрос или призыв, пословица или фразеологизм.

В процессе работы в рамках программы «Азбука здоровья» мною проводились занятия, на которых рассматривались темы личной гигиены, правильного питания, соблюдения режима дня, закаливания.

Основная задача, которую я решала в процессе реализации данной программы, не вложить в головы детей сумму определённых знаний и правил, а помочь им задуматься о собственном здоровье, о том, что надо делать для того, чтобы с детства жить в гармонии с собой и окружающим миром.

На заключительном занятии я предложила ребятам написать сочинение на тему «Сказки о самом главном». Мне кажется, что именно сказка, особенно, придуманная самим ребёнком, лучше и быстрее любых назиданий и бесед, поможет понять, что такое хорошо, а что такое плохо, извлечь уроки добра, стать свободнее и счастливее.

 

Давайте придумаем добрые сказки,

Добавим им крылья и яркие краски:

КРАСНУЮ – дружба, любовь и забота,

СИНЮЮ – ум, терпеливость, работа,

БЕЛУЮ – смелость, надёжность и верность,

ЖЁЛТУЮ – мудрость, ЗЕЛЁНУЮ – честность.

Сказки на крыльях любви полетят,

И детские души от зла защитят.

Давайте все вместе прочтём эти сказки,

Увидим в них чудо, услышим подсказки,

И станем, быть может,  чуть-чуть мы

МУДРЕЕ, КРАСИВЕЕ, ЧИЩЕ и ЗДОРОВЕЕ!

 

СКАЗКА ПРО ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНЬ

Жили-были на свете Здоровье и Болезнь. Здоровье было доброе, сильное и каждый день делало зарядку, а Болезнь была костлявая и злая. Здоровье жило в светлом и чистом замке, а Болезнь жила в тёмном и пыльном доме, в котором с потолка свисали паутина и летучие мыши, а по полу бегали крысы.

И вот однажды они встретились и поспорили, кто из них сильнее. Думали-думали и решили силу свою проверить так: найти мальчика, и с кем он подружится - тот и сильнее.

Пошли в город, встали у школы и ждут, когда дети домой пойдут. Прозвенел звонок, выбежали ребята, а Здоровье с Болезнью тут как тут. Выбрали мальчика, и пошли за ним. Пришёл мальчик домой, а Болезнь ему тут же начала нашёптывать:

-   Включай скорее компьютер.

Бросил мальчик портфель и к компьютеру быстрей. Здоровье зашептало было:

-   Отдохни, пообедай, погуляй на свежем воздухе.

Но мальчик только отмахнулся. Так и просидел за компьютером до самого вечера. А Болезнь опять нашёптывает:

-    Включай быстрее телевизор, там новый ужастик показывают!

На следующий день всё повторилось.

-    Вот, видишь, - говорит Болезнь Здоровью, - я сильнее тебя оказалась!

-  Рано радуешься. Скоро мой черёд наступит, - отвечает Здоровье. И, точно, стал мальчик замечать, что учиться стал намного хуже, и компьютер ему уже надоел, и от фильмов он устал, а Болезнь всё шепчет и шепчет.

- Надоело! - решил мальчик.

А Здоровье тут как тут:

-   Бежим на каток!

Схватил мальчик коньки и бегом на каток. С улицы - домой, поел и за уроки. Утром встал, а Здоровье:

-  Сделай зарядку  и оботрись прохладной водой! После уроков покатайся  на лыжах.

И так делай каждый день!

Заметил мальчик, что и учиться лучше стал, и друзья у него появились, и настроение  всегда хорошее, и времени на всё хватать стало, а про компьютер и телевизор он совсем забыл.

-  Ну и кто из нас сильнее?- спросило Здоровье.

Ничего не ответила Болезнь. Ушла тихо в свой замок и заперлась изнутри.

Вот и  сказке конец. Кто дослушал – молодец. Ну, а выводы делайте сами.

Ученица 4 класса Г» ГОУ ЦО №1071 Побегайло Алина

СКАЗКА О ЗУБИКЕ

В одном городе жил маленький Зубик, который очень-очень любил сладости. Он ел конфеты на завтрак, на обед и на ужин. И вот однажды Зубик заболел.

Пошёл он искать того, кто мог бы его вылечить. Но никто не смог ему помочь. Сел Зубик на скамейку и горько заплакал. Тут к нему подошла Зубная фея и спросила:

-     Что случилось? Почему ты плачешь?

- Я ел сладкое на завтрак, обед и ужин. И вот я заболел, и никто не может мне помочь.

Зубная фея говорит:

-    Я знаю, кто тебя вылечит. Иди вот по этой тропинке, и она тебя приведёт к домику, в котором живёт Зубная щётка. Она тебе обязательно поможет.

-     Побежал Зубик по тропинке и вскоре оказался около маленького аккуратного домика. Он постучал.  Дверь открылась и на крыльце появилась Зубная щётка.

-    Здравствуй, Зубик! Зачем пожаловал?

-    Зубная фея сказала, что ты меня вылечишь, - жалобно произнёс Зубик.

-    Но я не могу вылечить тебя без моей помощницы – Зубной пасты, - сказала Зубная щётка. Пойдём скорее, а то скоро стемнеет, а  идти нам далеко.

Отправились они в путь. Шли лесами, полями, лугами и, наконец, добрались до домика Зубной пасты. Постучали в окошко. Зубная паста вышла к ним и говорит:

-      Видно вам нужна моя помощь, если вы пришли ко мне в столь позднее время?

-      Да! Да! Пожалуйста, вылечите меня! – закричал Зубик.

Зубная паста с  Зубной щёткой принялись дружно чистить Зубик, и он выздоровел.

С тех пор Зубик подружился с Зубной пастой и Зубной щёткой. Он перестал есть много сладких конфет, а новые друзья  приходили к нему каждый день и чистили его утром и вечером.

Больше Зубик никогда не болел и всегда прекрасно выглядел.

Ученица 4 класса Г» ГОУ ЦО №1071 Безрукова Марина

 

ВОЛШЕБНАЯ ПЕСЕНКА

В одном городе жил доктор по фамилии Жизнелюбов. Он был добрым, весёлым человеком и прекрасным врачом.  Доктор любил напевать:

Закаляйся,

Если хочешь быть здоров.

Постарайся  позабыть про докторов,

Водой холодной обтирайся,

Если хочешь быть здоров!

Он не только пел эту песенку, но и сам  ежедневно по утрам  делал зарядку, обливался холодной водой. Зимой доктор Жизнелюбов любил кататься на лыжах и коньках, а летом - плавать и бегать по утрам. А ещё доктор всегда и всем давал совет:

- Занимайтесь физкультурой, чаще гуляйте на свежем воздухе – и будете здоровы.

В этом же городе жил мальчик Витя. Это был хороший, но очень болезненный мальчик. А ещё он всего боялся: темноты, высоты, воды. Зимой он боялся морозов, осенью – дождей, летом – сквозняков.

Витя часто болел, и друзей у него не было. Сидя дома, он смотрел из своего окна, как весело ребята проводят своё свободное время, и немного им завидовал.

И вот наступили долгожданные зимние каникулы. Во дворе ребята строили ледяные горки, заливали каток, лепили снежную крепость. Ну, а Витя в это время лежал в кровати с температурой.  Мама Вити очень переживала, что мальчик опять пролежит дома все каникулы. Нужно было что-то срочно предпринимать.

Мама Вити вспомнила про чудесного доктора по фамилии Жизнелюбов и позвонила ему. Доктор был очень отзывчивым человеком и, конечно, сразу же приехал к мальчику домой. Он посмотрел на Витю, лежащего в кровати под двумя тёплыми одеялами, и запел свою волшебную песенку:

Нам полезней солнце, воздух и вода

От болезней помогают нам всегда

От всех болезней нам полезней

Солнце, воздух и вода!

Затем он дал мальчику витамины «Оздоровин» и подарил коньки.

Прошли годы. Витя вырос и стал лучшим спортсменом в своём городе. У него появилось много друзей  и, конечно, он совсем забыл про болезни, но навсегда запомнил волшебную песенку доктора Жизнелюбова.

Ученик 4 класса Г» ГОУ ЦО №1071 Аперян Давид

 

В мир удивительный вы заглянули,

В мир, где царят волшебство, чудеса.

В мир, где добро зло всегда побеждает!

В мир, где мудреет ребёнка душа.

 

Автор статьи: Семенова Галина Фёдоровна, учитель начальных классов

ГОУ ЦО «Школа здоровья» №1071 г. Москва ЮЗАО

 

Добавить комментарий

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- загружать, публиковать, передавать, иным образом доводить до всеобщего сведения (далее - размещать) любую информацию, которая содержит угрозы, дискредитирует или оскорбляет других пользователей или третьих лиц, является вульгарной, непристойной, носит мошеннический характер, посягает на личные или публичные интересы, пропагандирует расовую, религиозную, этническую ненависть или вражду, любую иную информацию, нарушающую охраняемые законом права человека и гражданина;
- размещать любую коммерческую рекламу, коммерческие предложения, агитационные материалы, распространять спам, сообщения-цепочки (сообщения, требующие их передачи одному или нескольким пользователям), схемы финансовых пирамид или призывы в них участвовать, любую другую навязчивую информацию;
- размещать домашние адреса, номера телефонов, адреса электронной почты, паспортные данные и прочую личную информацию любых третьих лиц без их личного согласия на такие действия;
- описывать или пропагандировать преступную деятельность, размещать инструкции или руководства по совершению преступных действий;
- размещать любую информацию, нарушающую исключительные права третьих лиц на объекты интеллектуальной собственности;
- размещать любую другую информацию, которая, по личному мнению Администрации, является нежелательной, не соответствует целям создания Сайта, ущемляет интересы пользователей или по другим причинам является нежелательной для размещения на Сайте.
Администрация оставляет за собой право по своему собственному усмотрению удалять любую публикуемую Вами информацию, нарушающую установленные запреты.


Защитный код
Обновить

Поиск

Контакты

Адрес редакции:

125222, г. Москва, a/я 8,

ООО «ИГ «Основа»

www.e-osnova.ru

e-mail: RU.teacherjournal@yandex.ru

Счетчики



Новый сайт

Уважаемые пользователи и гости сайта .


Мы подготовили для вас новый, яркий и удобный сайт на котором вы сможете не только рассказывать о свои разработки уроков и заказать сертификаты, но и с пользой провести время со своими друзьями и коллегами в социальной сети или на форуме, обновленный вид комментариев и прочие интересные возможности. Мы только запустили этот проект, успейте пройти регистрацию в числе первых и Вы сможете получить уникальное и красивое ссылку на свой профиль.


http://new.teacherjournal.ru/


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ

Коллеги, специально для вас Издательская группа «Основа» выпускает практические журналы для учителей-предметников, воспитателей и администрации школы.

Выписывайте и читайте свои профессиональные журналы как в бумажном так и электронном виде. Подписка по редакционной цене на сайте http://www.e-osnova.ru/

КОНКУРСЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Приглашаем принять участие во всероссийских конкурсах «Творческий учитель» и «Творческий воспитатель» от Издательской группы «Основа». Присылайте свои авторские работы и получите бесплатно диплом за участие в конкурсе. Лучшие работы будут опубликованы во Всероссийских журналах Издательской группы «Основа».

Подробнее о конкурсах «Творческий учитель» и «Творческий воспитатель».


© 2012 Издательская группа "Основа"

© 2016 Учительский журнал он-лайн. Все права защищены.
Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.

Редакция портала «Учительский журнал он-лайн» может не разделять точку зрения автора и пользователей портала, которые высказываются в форме комментариев к статьям, сообщений на форуме и т.д. Авторы публикаций несут ответственность за достоверность фактов, цитат, собственных имен. Материалы публикуются в авторском варианте, иллюстрации, пунктуация и лексика авторские. Претензии не принимаются. Материалы не рецензируются.

«Учительский журнал он-лайн» (свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-42343 от 20.10.10)