Учительский журнал он-лайн

 

«Изучение раздела «Морфология» русского языка в курсе начальной школы на основе учёта вида восприяти

Печать

Особенно нелегко учащимся даётся изучение некоторых тем по разделу «Морфология». А значит надо, что-то менять в своей работе.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 25

МО Кореновский район станица Платнировская

 

Муниципальная педагогическая конференция

«Современный педагог -  новой школе».

Секция: начальная школа.

Тема: «Изучение раздела «Морфология» русского языка в курсе начальной школы на основе учёта вида восприятия информации».

 

 

 

учитель начальных классов

первой категории

МОБУ СОШ № 25

станицы Платнировской

улица Пролетарская, 36.

Schооl25@kor.kubannet. ru

(886 142) 71-7-53 – факс

(886 142) 71-8-62

Атамась Валентина Васильевна

 

 

 

 

 

2012 учебный год.

«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик ».
Л. Н. Толстой

 

Тема моей работы: «Изучение раздела «Морфология» русского языка в курсе начальной школы на основе учёта вида восприятия информации».
Стаж моей педагогической деятельности в начальной школе 20 лет. За это время я работала по традиционной программе «Школа России», а сейчас на протяжении 5 лет по УМК «Начальная школа 21 века». Мои ученики проживают на хуторе Казачьем. А хутор – это маленькая жизнь, и к таким детям нужен особый подход, и внимание. Это особый контингент детей, родители которых либо работают в Краснодаре, либо занимаются подсобным хозяйством или безработные семьи. Поэтому естественно, что у родителей нет времени на собственных детей. Бытует мнение, что программа сложна и трудна для восприятия ребёнка. Особенно это очевидно для разноуровневого класса. Поначалу тоже многое казалось ненужным. Но сейчас уже могу судить о достоинствах русского языка по этой программе.  В целом программа хорошая, развивающая, разработана диагностика, прекрасные рабочие тетради. Мониторинги показывают, что наши дети намного грамотнее других. Но программа трудна не сама по себе, а именно для уровня хуторского класса, так как приходится работать одновременно с учащимися, различными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться.  За последние годы, к сожалению, у учащихся наблюдается резкое снижение интереса к урокам русского языка, нежелание детей расширять свой кругозор, повышать грамотность и культуру речи. Особенно нелегко учащимся даётся изучение некоторых тем по разделу «Морфология». А значит надо, что-то менять в своей работе.  У каждого человека свой  тип восприятия. Изучив литературу по этому вопросу на бумажных носителях в энциклопедии, в учебниках по психологии  и инету, разных авторов по психологии, а это  А.Н. Леонтьев,

А. П. Нечаева, Б.Б. Айсмонтас, Г. Крэйг «Психология развития», выяснила - практически около 90% информации человек получает при помощи органов зрения (визуальный), примерно 9% — при помощи органов слуха (аудиальный) и только 1% при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания). Виды восприятия:

 

 

 

 


Репрезентативные системы человека

Визуальная

Аудиальная

Кинестетическая

Особенности речи

смотреть

видеть

наблюдать

ясный

чёткий

перспектива

с моей точки     зрения

на мой взгляд

нарисую образ

слушать

рассказывать

говорить

прозвучала

отголосок

чувствовать

ощущать

схватывать

придерживаться

мнения

Особенности жестикуляции

Широкие жесты

Ритмичные движения тела

Руки прижаты к телу, “достаёт из живота”

Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал. Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. Дискреты - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен. Отсюда так мало ребят умеют логически мыслить и решать задания на логику. Используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал – есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. От того, какой канал, у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения или письма. Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. Отталкиваясь от этого, я  провела тестирование в своём классе по типу восприятия информации. Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.). Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.). Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.). Особенности запоминания. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь. Специалисты говорят: - от визуала можно требовать быстрого решения задач;- от аудиала немедленного повторения услышанного им материала; - от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних! После тестирования оказалось, что «визуалов» в моём классе – 79%, а у остальных смешанный тип восприятия (сюда вошли и аудиалы и кинестетики и даже один дискрет).  В виду того, что  «визуалов» оказалось большинство, а для них мир - это книга с яркими картинками. Я решила работать над зрительным восприятием детей для формирования глубоких навыков в разделе «Грамматика» русского языка. Проанализировав теоретический материал, мною было определено поле экспериментальной деятельности.   Цель моей работы заключается в том, что бы создать оптимальные условия для учащихся  с различными типами восприятия.  К своим урокам стала подходить  творчески, используя, я думаю, всем известные элементы методики интенсивного обучения В. Волиной,  Н. Бетеньковой, таблицы Фроловой  и яркие книги Т. Рик.  Это и лингвистические сказки, иллюстрации правила в рифмовках, и опорные схемы, таблицы. Нет ничего лучше, интереснее и занимательнее познакомиться и подружиться с существительным и глаголом через игру и сказку. А методика интенсивного обучения Т.Я. Фроловой - это обучение орфографии и пунктуации проводится на основе обобщенно-сопоставительных правил. Учащимся сложно запомнить и усвоить большой объем правил, изучаемых разрозненно. Методика Фроловой позволяет представить изучаемый материал в группах, объединенных по опознавательным признакам или по единому основанию. Учащимся с развитым логическим мышлением предлагается рассказать о способе применения правила на основе алгоритма-формулы, схемы. А учащиеся с наглядно-образным типом мышления рассказывают о способе применения правила, опираясь на иллюстрацию, отражающую в образах порядок применения правила. Не могу сказать, что все уроки я строю по этой методике, но элементы её использую регулярно. Учитывая сказанное, наибольшей эффективностью могут обладать различные сочетания методов, в зависимости от задач урока, особенностей детей, ситуации, условий. С целью более эффективного усвоения знаний делаю упор на использование метода наглядного обучения.

В учебнике русского языка по программе «Начальная школа 21 века», освоение морфологических навыков идёт поэтапно. В курсе обучения грамоте и во 2-м классе дети знакомятся с группами слов, которые отвечают на определенные вопросы: 1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) что делает? что делал? что сделал?, учатся ставить вопросы к словам, от слова к слову. Кроме того, выделяется группа слов, к которым нельзя задать вопрос (предлоги, союзы, а также слова, которые выражают чувства, но не называют их). В 3-м и 4-м классах части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определенный языковой опыт. В учебнике много таблиц, но не достаточно заданий иллюстрированного характера, мало опорных схем.   И здесь на помощь приходят таблицы, опорные схемы, рифмовки в иллюстрациях разных авторов. Для создания у детей целостного представления о системе частей речи раздел начинается с круговой диаграммы, изображающей «слоёный пирог», на котором изображены все 10 основных частей речи и их примерное соотношение в словарном составе языка.

Приведу пример. Работа над новым материалом. «Части речи»  3 класс. Фрагмент урока русского языка.

Знакомство с системой частей речи на основе дидактического рисунка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учимся

пользоваться таблицей-рисунком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение рубрики «Тайны русского языка».

 

 

 

 

- Сегодня нам предстоит познакомиться с названиями всех частей речи русского языка. А добывать эти знания вы будете сами, пользуясь рисунком-схемой на стр. 122.

- Откройте рисунок и рассмотрите его. Все части речи представлены вам в виде большого пирога. Какое название вы дали бы этому пирогу? Почему?

- Большие кусочки торта – это самостоятельные части речи (показываю). Найдите их у себя на рисунке.

- Меньшие кусочки – это служебные  части речи. (Показываю). Покажите у себя в учебнике, где они.

- Рассмотрите рисунок. Какую информацию можно из него получить?

- Придумайте вопросы по рисунку и задайте их своим товарищам:

Сколько всего частей речи в русском языке? (10)

Сколько самостоятельных? Назовите их. (6)

Сколько служебных частей речи? Назовите их. (4)

Найдите и назовите части речи, которые нам уже знакомы.

Сколько слоёв в каждом кусочке торта, а, значит, в каждой части речи?

Вопросы учителя:

Попробуйте догадаться, что спрятано в первом слое торта. (Общее значение слов, относящихся к данной части речи).

- Что спрятано во втором слое? (Вопросы, на которые отвечают слова данной части речи).

- В 4-ом слое? (Каким членом предложения могут быть слова, относящиеся к данной части речи).

- Чем отличаются самостоятельные и служебные части речи? Посмотрите на 2-ой и 4-ый слои всех служебных частей речи и попытайтесь ответить на этот вопрос.

Вывод: Служебные части речи, в отличии от самостоятельных, не отвечают на вопросы и не являются членами предложения.

– Поучимся пользоваться этим рисунком при решении разных языковых задач. поиграем. Догадайтесь, о какой части речи я рассказываю. Пользуйтесь нашим опорным рисункам.

©     Слова этой части речи обозначают признаки предметов, отвечают на вопросы:  какой? какая? какое? какие? У них можно определить род, число, падеж. В предложении эти слова могут выступать в роли определения.

- Попробуйте сами придумать такие загадки, пользуясь рисунком:

©     Слова этой части речи обозначают признак действия, отвечают на вопросы: как? когда? где? почему? Эти слова не изменяются. А в предложении бывают обстоятельством.(наречие)

©     Слова этой части речи обозначают количество, порядок при счёте. Отвечают на вопросы: Сколько? какой? какая? какие? Могут быть количественными и порядковыми. В предложении выступают в роли или подлежащего, или дополнения, или определения.

Вывод: - Для чего же нам нужна эта таблица - рисунок?

- Какую же тайну русского языка мы сегодня открыли? прочитаем об этом в рубрике «Тайны русского языка» на стр.123.

- Что же такое части речи? Найдите и зачитайте конкретный ответ на этот вопрос.

Постановка задачи.

 

 

Наблюдение

 

 

 

Демонстрация в презентации.

Ориентация в индивидуальных рисунках на основе показа учителем.

 

 

 

 

Добываем информацию из таблицы-рисунка.

Фронтально устно.

 

 

 

 

 

 

Самостоятельное конструирование языковых задач.

Работа в группах.

 

 

Поиграть с учителями

 

 

 

 

 

 

 

 

Такая информация почти полностью усваивается и прочно запоминается, что повышает эффективность учебного процесса.  При различении частей речи ученики сталкиваются с реальными трудностями. Поэтому пошла дальше и стала использовать в своей работе пошаговые письменные инструкции (шпаргалки). Главным в обучении можно считать то, что информация легко усваивается только тогда, когда человек произвёл умозаключения самостоятельно, так же самостоятельно сформулировал его в виде знаковой подсказки и соответственно без труда этой подсказкой воспользовался.  Так в 4 классе работаю над определением спряжений глаголов. Даю готовую инструкцию и прошу ребят её усовершенствовать. Многие заучили глаголы-исключения в стихотворной форме и сами придумали ту форму, какая им близка, думаю, что это стихотворение им запомнится на всю жизнь.   Алгоритм.

Буквы Е – И в окончаниях глаголов.

  1. Задаю к глаголу вопрос.
  2. Ставлю глагол в неопределённую форму (что делать? что сделать?).
  3. Смотрю, на что оканчивается глагол, определяю спряжение.
  • II спр. Все глаголы на  - ИТЬ и 7 глаголов на – ЕТЬ (смотреть, видеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, вертеть) и 4 глагола на – АТЬ (слышать, держать, дышать, гнать).
  • I спр. Все остальные глаголы - на – АТЬ, -ЕТЬ, -ЯТЬ, -ОТЬ, УТЬ, – ЮТЬ, -ЫТЬ и 2 глагола

на – ИТЬ (брить, стелить).

ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ

 

 

I спр.

I спр.

II спр.

II спр.

 

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1 л

-У, -Ю

-ЕМ

-У, -Ю

-ИМ

2 л

-ЕШЬ

-ЕТЕ

-ИШЬ

-ИТЕ

3 л

-ЕТ

-УТ, -ЮТ

-ИТ

-АТ, -ЯТ

 

Исходя из вышеперечисленного, возникла необходимость создания учащимися собственных шпаргалок-инстркций (создание папок копилок) под руководством учителя. Через некоторое время после того, как мы создали и стали использовать в учёбе шпаргалки, у меня как учителя возникла необходимость проверить осознанность и рациональность использования детьми шпаргалок (пошаговых инструкций) по русскому языку. На основании анализа анкет можно сделать вывод о том, что большинство ребят хотя бы изредка пользуются шпаргалками, понимают, что они оказывают помощь, готовы завести шпаргалки по другим предметам.

Цель: дать возможность каждому ученику в любой момент повторить любое правило, выполнить “пошаговое” решение, закрепить и обобщить знания по темам. Назначение шпаргалки: хранить основные понятия, определения, правила, алгоритмы в виде таблиц, схем, знаков, которые отражают содержание обучения русскому языку и математике. Порядок работы: в ходе урока учитель создаёт условия поисковой деятельности, когда ученик анализирует, исследует предложенное задание, делает собственные выводы (учитель направляет в нужное русло) и кратко записывает формулировку правила, чаще всего в виде алгоритма. Также с помощью учителя вместо алгоритма записываются знаковые схемы. Такая работа ведётся поэтапно.

В учебнике даны правила, в которых подробно объясняется, как определять род существительных в единственном и множественном числе. Если помните, это правило представляет собою большое текстовое сообщение, к тому же с одними и теми же повторяющимися фразами. Следовательно, усваивается оно с трудом. А вот схема, которую мы записали в шпаргалку на уроке русского языка. Она представляет собой синтез правила и алгоритма рассуждения при определении рода имени существительного.

3 класс. Русский язык . Тема “Род имён существительных”.

Ребёнок рассуждает примерно так: “Определяю число имени существительного. Если это существительное единственного числа, то подставляю местоимения ОН, ОНА, или ОНО, чтобы определить род, соответственно мужской, женский или средний. Если существительное стоит во множественном числе, то изменяю, слово так, чтобы оно стояло в единственном числе”. Практика показывает, что такое развёрнутое объяснение дети используют на первых уроках изучения новой темы, а затем работают по алгоритму мысленно и выдают правильный ответ автоматически. Согласитесь, что легче запомнить девять слов по порядку (количество сокращенных слов в схеме), чем 55 слов, которые даны виде двух правил в учебнике. В учебнике по русскому языку для 3 класса имеется такое правило: “Чтобы определить падеж существительного, найди слово, с которым связано существительное, поставь от него вопрос. По вопросу (и по предлогу) определи падеж”. Работа в группах привела к такому результату.

Определение падежа Им. сущ.

1. Найди главное слово нашли (под кустом)
2. Задай ? под чем?
3. Вопрос + предлог = падеж  (П.п.)

Дети в шпаргалку записали следующее. Алгоритмы учат наиболее экономно и правильно находить ответ при решении учебно-познавательных задач, являются эффективным средством зрительной наглядности. Алгоритмы чаще использую не только при индивидуальной работе, но и групповой. Огромную помощь в развитии орфографических и грамматических навыков оказывают перфокарты при изучении тем “Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных”, “Правописание безударных личных окончаний глаголов” и др. Ученикам, которые владеют знаниями правил “на отлично”, доверяю проверять своих товарищей. Проверка проводится в форме игры “Снежный ком”. Суть её заключается в том, что я сначала проверяю одного, двух или трёх ребят. Если они справились  с заданием (тест-вопросы с обязательным объяснением или доказательством выбора правильного ответа) без ошибок, то им предоставляется возможность проверить по одному человеку.

Далее имеют право проверять только те ребята, которые, так же как и предыдущие, ответили без ошибок. Те же, кто ошибся, повторяют правила или получают карточку с письменным заданием. Игра проходит немного шумно, зато очень динамично и быстро. Детям очень нравится выступать в роли учителя, они и проверяют строже, и оценивают объективнее. А самое главное дети учатся находить свои пробелы в знаниях, не только в чужих работах, но и в своих. Сначала изучаем, правило, которое дано в учебнике, затем вместе с детьми сравниваем его с тем, что было записано в классе, а уж потом ребёнок сам  имеет право выбора. Сам решит, что для него более понятно и удобно в работе: правило в учебнике или схема в шпаргалке. Ведь никто же не приказывает пользоваться шпаргалкой, мы только помогаем выбрать более рациональные и удобные способы обучения. Для ребёнка, у которого возникают трудности с запоминанием, шпаргалка – это необходимая индивидуальная наглядность, его “палочка-выручалочка”. В своей практике я использую алгоритмы, начиная  с первого класса, как пошаговую инструкцию рассуждение, а с третьего класса, такие инструкции дети могу сделать сами. В процессе работы на уроке я прошу ребят не закрывать шпаргалки и работать по ним. Сильные ученики, используя алгоритмы рассуждения в шпаргалке, могут выполнять задания самостоятельно. Ребятам послабее приходится обращать внимание на доску, работать по алгоритму вместе с другими учениками, в результате чего постепенно происходит запоминание.  После чего ставлю пункты, которые детям необходимо перестроить в логическом порядке или самостоятельно спланировать. Как на уроке со слоёным пирогом. Актуальность этой работы в том, что на разных этапах урока инструкционная карта (шпаргалка) может решить вопрос дифференциации по уровню сложности задания. Все эти средства оказывают эффективное воздействие лишь в комплексе – яркая наглядность + алгоритм +многократное повторение = значительно облегчает усвоение знаний, позволяет формировать у обучающихся правильные и полные обобщения уже на этапе первичного изучения материала, помогают правильно рассуждать в применении каких-либо правил и ставят их перед выбором.

Заключение. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие и зрительное восприятие в частности.  Такие задания поддерживают интерес детей к изучаемой теме на протяжении всего урока. Высокий уровень осмысленности восприятия учебного материала. Сами дети оценивают материал словами «понятно», «легко», «нетрудно», «интересно». Информация практически полностью усваивается на уроке  и прочно запоминается. Самый сложный материал не вызывает страха и не позволяет скучать на уроке. Повышается самооценка. Считаю, что польза от  такой работы есть. Во-первых, зашифровывая и расшифровывая правило, работая пошагово с алгоритмом ребёнок учится говорить подробно, объяснять. Во-вторых, при переходе в старшее звено он столкнётся с математическими формулами, которые потребуют от него умения не только объяснять, но и умения доказывать. В-третьих, мы развиваем все три типа восприятия информации: и зрительный (фиксация маленькой схемы в памяти), и слуховой (многократное объяснение написания слов с данной орфограммой), и кинестетический. Использование таких методов и приёмов и есть нестандартный подход к построению урока, это ещё раз убеждает в том, что познавать родной язык можно интересно и самое главное легко.

 

Вложения:
Скачать этот файл (для педчтения.ppt)опыт работы[ «Изучение раздела «Морфология» русского языка на основе учёта вида восприятия информации".]2980 Kb
 

Добавить комментарий

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- загружать, публиковать, передавать, иным образом доводить до всеобщего сведения (далее - размещать) любую информацию, которая содержит угрозы, дискредитирует или оскорбляет других пользователей или третьих лиц, является вульгарной, непристойной, носит мошеннический характер, посягает на личные или публичные интересы, пропагандирует расовую, религиозную, этническую ненависть или вражду, любую иную информацию, нарушающую охраняемые законом права человека и гражданина;
- размещать любую коммерческую рекламу, коммерческие предложения, агитационные материалы, распространять спам, сообщения-цепочки (сообщения, требующие их передачи одному или нескольким пользователям), схемы финансовых пирамид или призывы в них участвовать, любую другую навязчивую информацию;
- размещать домашние адреса, номера телефонов, адреса электронной почты, паспортные данные и прочую личную информацию любых третьих лиц без их личного согласия на такие действия;
- описывать или пропагандировать преступную деятельность, размещать инструкции или руководства по совершению преступных действий;
- размещать любую информацию, нарушающую исключительные права третьих лиц на объекты интеллектуальной собственности;
- размещать любую другую информацию, которая, по личному мнению Администрации, является нежелательной, не соответствует целям создания Сайта, ущемляет интересы пользователей или по другим причинам является нежелательной для размещения на Сайте.
Администрация оставляет за собой право по своему собственному усмотрению удалять любую публикуемую Вами информацию, нарушающую установленные запреты.


Защитный код
Обновить

Поиск

Контакты

Адрес редакции:

125222, г. Москва, a/я 8,

ООО «ИГ «Основа»

www.e-osnova.ru

e-mail: RU.teacherjournal@yandex.ru

Счетчики



Новый сайт

Уважаемые пользователи и гости сайта .


Мы подготовили для вас новый, яркий и удобный сайт на котором вы сможете не только рассказывать о свои разработки уроков и заказать сертификаты, но и с пользой провести время со своими друзьями и коллегами в социальной сети или на форуме, обновленный вид комментариев и прочие интересные возможности. Мы только запустили этот проект, успейте пройти регистрацию в числе первых и Вы сможете получить уникальное и красивое ссылку на свой профиль.


http://new.teacherjournal.ru/


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ

Коллеги, специально для вас Издательская группа «Основа» выпускает практические журналы для учителей-предметников, воспитателей и администрации школы.

Выписывайте и читайте свои профессиональные журналы как в бумажном так и электронном виде. Подписка по редакционной цене на сайте http://www.e-osnova.ru/

КОНКУРСЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Приглашаем принять участие во всероссийских конкурсах «Творческий учитель» и «Творческий воспитатель» от Издательской группы «Основа». Присылайте свои авторские работы и получите бесплатно диплом за участие в конкурсе. Лучшие работы будут опубликованы во Всероссийских журналах Издательской группы «Основа».

Подробнее о конкурсах «Творческий учитель» и «Творческий воспитатель».


© 2012 Издательская группа "Основа"

© 2016 Учительский журнал он-лайн. Все права защищены.
Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.

Редакция портала «Учительский журнал он-лайн» может не разделять точку зрения автора и пользователей портала, которые высказываются в форме комментариев к статьям, сообщений на форуме и т.д. Авторы публикаций несут ответственность за достоверность фактов, цитат, собственных имен. Материалы публикуются в авторском варианте, иллюстрации, пунктуация и лексика авторские. Претензии не принимаются. Материалы не рецензируются.

«Учительский журнал он-лайн» (свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-42343 от 20.10.10)