Учительский журнал он-лайн

 

Деятельностный подход как способ формирования УУД на уроках в начальной школе

Печать

Деятельностный подход как способ формирования УУД на уроках в начальной школе.

В начальном образовании за последних несколько лет произошло стремительное движение от проблемы вооружения учащихся знаниями, умениями, навыками к проблеме подготовке их к активной социальной и продуктивной творческой деятельности .Возникла необходимость изменить методику, технологию построения уроков..
У современного педагога появилась возможность применять в работе самые передовые технологии в обучении учащихся.

 

Основная идея моей образовательной работы – подготовка ребят к активной социальной и творческой жизни, формирование способности самостоятельно включаться в различные виды деятельности и ориентироваться в современном обществе. Поэтому и выбор темы моего педагогического исследования «Деятельностный подход к обучению, как способ развития интеллектуальной и творческой активности учащихся»» неслучаен. Актуальность темы обусловлена ещё и такими аспектами как : во–первых, работа по данной теме востребована в учебном заведении так, как она непосредственно связана с экспериментальной деятельностью школы, ведь интерес к предмету, познавательная мотивация, интеллектуальная активность позволяют обучающимся достигать желаемых результатов в обучении, а в дальнейшем помогает в самоопределении школьников.

В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную сферу, создает условия для самостоятельной активности.

Во-вторых, при поступлении детей в школу психологом был определен уровень интеллектуальной готовности к обучению (см. таблицу№4).Использовались следующие диагностические методы: анкетирование, тестирование, наблюдения.

Таблица№4 Диагностика уровня интеллектуальной готовности учащихся

(автор Гудинаф-Харрин) при поступлении в школу

 

показатели

уровни

высокий

средний

низкий

умение слушать и задавать вопросы

3

12%

14

56%

8

32%

установление соответствий

2

8%

13

52 %

10

40%

анализировать и обобщать

2

8%

12

48%

11

44%

связная аргументированная речь

3

12%

9

36%

13

52%

нестандартность мышления

2

8%

8

32%

15

60%

 

Анализ результатов диагностирования показал высокий процент детей с низким уровнем интеллектуальной готовности.

Мною выдвинута гипотеза-использование деятельностного подхода в обучения будет способствовать формированию и развитию умений анализировать и делать обобщения, планировать и строить умозаключения, прогнозировать и искать рациональные пути решения проблем, т.е. активизировать интеллектуальную активность учащихся.

Основная цель работы - создание таких психолого-педагогических условий в образовательном процессе, которые способствовали бы саморазвитию и самореализации личности.
Основные задачи:
1.Обеспечить условия успешного обучения для каждого учащегося.
2.Создать возможность для широкой ориентации учащихся в различных предметных областях.
3.Учить находить и применять полученную информацию в практической деятельности

Девизом работы стали слова философа:

«Великая цель образования – это не знания, а действия!»

Герберт Спенсер.

Работа по теме ведется в нескольких направлениях

 

Направления работы

Ожидаемые результаты

.

Изучение методической литературы

Составление картотеки – базы данных статей по теме

Накопление практического материала.

Конструирование уроков введения нового знания по технологии деятельностного метода обучения.

Активизация мыслительной деятельности учащихся, совершенствование УУД учащихся.

Диагностирование результатов. Обобщение опыта работы.

Восстребованность опыта работы в учебном заведении.

 

Практическая деятельность по моделированию уроков в рамках выбранной технологии происходит в несколько этапов (в соответствии с годами обучения), каждый из которых имеет свои цели и пути их достижения.

В 1 классе акцент делался на развитие таких умений как: внимательно слушать и аргументировано отвечать на вопросы, выделять главное из предложенного материала, первые навыки «распознавания» проблемы, умение работать самостоятельно и в группе.

На данном этапе опиралась на позитивные внутренние личностные изменения учащихся. Особое внимание уделяю формированию мотивации учащихся, конкретным учебным действиям Использую приёмы, основанные на мыслеречевой деятельности: домысливание, группировка, ассоциации, яркое пятно, учебные ролевые игры, которые способствуют не только приобретению познавательных навыков ,но и навыков социального общения.

Во 2 классе в основу деятельности положено планомерное развитие уже имеющегося потенциала и формирование таких умений как: определять проблему, планировать этапы ее решения, применение рациональных способов решения ,предметно – практическим действиям, действию по алгоритму, навыкам контроля своих и чужих учебных действий, исследовательским навыкам .

Для этого мною использовались такие эффективные приемы как: противоречия между необходимостью и невозможностью самостоятельно выполнить задания, побуждающий к гипотезам диалог, приёмы информационной поддержки (умение выбирать и пользоваться дополнительными источниками информации). Всё чаще на уроке осмысливаются вопросы: Подумай, найди и объясни ошибку; какие знания необходимы для выполнения задания; какой алгоритм – помощник необходим и т.д.

В этом учебном году(3 класс), круг деятельности учащихся значительно расширился – вводятся элементы проектирования в учебной и внеурочной деятельности.

Новым девизом работы стал античный аффоризм: Практический пример полезней устных наставлений.

На практике убеждаюсь, что наиболее эффективный путь формирования требуемых умений (способности применять приобретённые знания в практике), или, как сегодня говорят, компетенций, достигается в том случае, если обучение идёт по пути не накопления суммы отдельных умений, а в направлении от общего к частному.

При этом  усилия направляю на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия. Стараюсь добиться  не просто правильности решения той или иной конкретной задачи, не просто  правильности результата, а  правильного выполнения необходимого способа действия. Верный способ действия ведёт к верному результату.

.

Выполнение творческих проектов,  защита помогают школьникам рефлексировать свою позицию, адекватно оценивать возможности.

Конечно, основной формой обучения является урок. В зависимости от темы и содержания урока стараюсь включить учащихся в индивидуальную, парную, групповую форму работы.
Включить каждого ученика в активную деятельность на уроке помогают различные средства обучения: меловой рисунок, таблицы, работа с интерактивной доской, составление презентаций.
Компьютер является необходимой составляющей образовательного процесса: наглядность, большой объем информации, скорость, контроль и стимул к обучению.

Обращаясь к сказанному ранее девизу работы на этот учебный год, хочу предложить вам рассмотреть один из серии уроков, с точки зрения его эффективности в процессе формирования интеллектуальной и творческой активности учащихся.
Большое внимание на уроке уделяется формированию и развитию УУД учащихся.

 

 

Интегрированный урок

Тема: Учись видеть в известном неизвестное ( на примере работы с авторским текстом, посредством выполнения заданий, направленных на применение предметных знаний в нестандартной ситуации).

Цель: Учить видеть неизвестное в изученном, через формирование навыка применения знаний на практике в нестандартной ситуации.

Задачи:

Метапредметные:

· Формирование умения излагать и аргументировать свою точку зрения;

· Развитие связной диалогической речи учащихся;

· Активизация словесно - логического мышления;

· Расширение кругозора учащихся;

· Умения планировать деятельность, составлять алгоритм, как способ решения проблемы

· Развитие творческого потенциала личности;

· Формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексий;

· Формирование навыка работы с дополнительными источниками информации;

· Воспитание чувства взаимоуважения, умение сотрудничать с товарищами;

· Дисциплинированности, доброжелательности по отношению к аудитории;

· Способствовать сохранению здоровья учащихся (через использование оптимального двигательного режима на уроке – активные формы обучения)

Предметные:

· Формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текста;

· Продолжить работу по формированию уровня читательской компетентности;

· Способствовать формированию опыта применения математических знаний для решения практических задач;

· Совершенствовать навык письменных вычислений при решении составных задач;

· Развитие навыков установления причинно – следственных связей в окружающем мире;

· Формирование навыков экологической культуры;

· Развитие «орфографической зоркости» учащихся;

· Закрепление способов образования слов (работа над составом слова)

Оборудование:

Интерактивная доска, таблички с названием инициативных групп; жетоны; дополнительная литература (словари, энциклопедии, художественная литература); тексты для работы и карточки с заданиями.

Ход урока:

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Цель: Включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне «Хочу, потому что смогу». У учащихся формируется положительная эмоциональная направленность.

Приёмы: создание ситуации успеха для каждого учащегося; его личностной значимости для работы коллектива; побуждение к размышлению «Что можно ещё узнать?».

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Сегодня на уроке у каждого из вас будет возможность показать все ваши знания и умения, выступить в роли «знатоков», которые самостоятельно могут найти ответ на любой из поставленных вопросов. Но самое главное, вы можете показать, насколько слажено и результативно вы умеете работать. В начале урока я хочу обратиться к нашей «шкатулке мудрости» (появляется изображение шкатулки и афоризм)

«Всё что мы знаем, имеет свои границы, а то, что не знаем -…» (бесконечно)

-Как бы вы продолжили эту мудрость?

(появляется последняя строчка)

- Мне бы хотелось, чтобы к концу урока вы смогли бы ответить на вопрос: Справедливо ли это высказывание?

Слушают, настраиваются на работу.

Читают, осмысливают первую строку.

Высказывают свои умозаключения.

Высказывают свои предположения, обосновывая ответы.

Анализируют прочитанное.

 

II. Постановка учебной задачи. Актуализация знаний.

Цель: Обсуждение вопросов «Что уже знаем, что ещё можно узнать?» (работа над содержательной линией произведения) Приёмы: чтение с остановками; побуждающий к гипотезам диалог; опора на личностный опыт.

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Основным помощником на уроке станет текст, который лежит на столах (каждая смысловая часть выделена цветом). 1.Знакомство с содержанием текста

(Читает первую часть)

– Как вы думаете, о ком будет идти речь на уроке?

(продолжает читать вторую часть)

Оправдались ли ваши предположения?

( появляется изображение синицы)

Что вы знаете о синицах?

Если бы вы были синичкой, то какой бы строительный материал использовали для гнезда?(на доске предметы: ветки, кирпичи, мох, перья, шерсть, брёвна, доски, сухие листья).

Почему зимой голодно птице?

Читает текст до конца.

2.Анализ произведения (работа над выразительными средствами изображения, созданием целостного восприятия объекта).

Понравился вам рассказ?

Какие приёмы используются для описания внешнего вида птицы?

Удалось ли точно передать её внешний вид?

В чём, по мнению автора, красота птицы? А у вас какое мнение?

Предлагаю вам посмотреть на нашу героиню с разных точек зрения и с помощью прилагательных охарактеризовать её.

(появляются на доске слова: размер, окрас, мама, строитель)

Узнали ли вы что – то новое из текста?

Слушают.

Высказывают свои предположения.

Внимательно слушают, сопоставляют услышанное и сказанное ими.

Отвечают на вопрос.

Рассматривают слайд.

Делятся своими наблюдениями

Рассматривают варианты на интерактивной доске. Аргументируют свой выбор.

Читает следующую часть ученик, остальные слушают, дают оценку своему выбору и услышанному. Чтение следующей части по цепочке.

Устанавливают причинно – следственные связи (неперелётная птица- основная пища насекомые -зимой их нет- трудно добывать пищу).

Слушают.

Делятся впечатлениями.

Находят в тексте выразительные средства (сравнение и т.д.)

Сравнивают описание в тексте с изображением.

Высказывают своё мнение и аргументируют его.

Подбирают прилагательные (возможна работа с синонимами).

Комментируют свои ответы.

Сопоставляют имеющиеся знания с полученными.

 

III. Практическая деятельность (самостоятельное открытие новых знаний и применение имеющихся на практике). Цель: самостоятельное выдвижение гипотез по решению поставленных задач; построение алгоритмов для решения проблемных вопросов; формирование потребности в применении имеющихся знаний в новой ситуации Приёмы: практические задания, не сходные с предыдущими; поиск новых фактов по теме в дополнительных источниках.

Форма: работа в инициативных творческих группах.

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Работа в группах (задания в приложении к уроку)

Мы замечательно потрудились вместе. Сейчас вам предстоит работа в группах, которые вы выберите сами. Но, прежде, давайте вспомним правила работы в группах.

По необходимости консультирует учащихся; инструкции для слабых учащихся.

2.Защита результатов групповой работы «Парад знаний».

Каким источником воспользовались ребята для ответа на вопрос? (толковый словарь)

Какой алгоритм использовали ребята для выполнения второго задания? (разбор слова по составу).

Кто наиболее активно работал в группе? Какое задание вызвало затруднение?

Как вы думаете, ребята, сколько времени пройдёт, если синица прилетит к гнезду 12 раз?

Какой из предложенных им источников использовали ребята? Почему?

Можно ли синицу назвать полезной для человека птицей? Обоснуйте свой ответ?

3.Подведение итогов работы в группах.

А из выступления ребят кто – то узнал для себя что – новое, а были они интересными для вас?

Называют правила.

Выбирают группы, получают задания, распределяют обязанности.

Знакомятся с заданиями. Строят алгоритм работы, подбирают необходимые средства для работы (литература, возможности интерактивной доски).

(Во время защиты представителей групп, аудитории задаются вопросы, на выявление их знаний по данному направлению работы).

1группа - «Языковеды», (работа с использованием интерактивной доски), комментируют выполнение заданий, аудитория анализирует правильность выполнения.

Высказывают оценочные суждения.

2 группа - «Счетоводы»

Аудитория выполняет прикидку ответа. Члены группы знакомят с результатами своих вычислений.

3 группа – «Экологи»

Знакомят с информацией из энциклопедии. Доказывают важность птицы в жизни человека ( причинно – следственные связи), комментируют выпущенную ими листовку. Доказывают всеядность птицы.

Делятся впечатлениями.

 

IV. Рефлексия деятельности.

Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. Приёмы: побуждающие к диалогу вопросы, оценивание урока с разных точек зрения;

«сюрприз» учителя.

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Подходит к концу наш урок. Я предлагаю вам вернуться к нашей «шкатулке мудрости». Прочитай те ещё раз эти слова. Согласны вы с ними? Помог ли урок дать ответ на вопрос?

Ребята, а с точки зрения синицы, урок был каким?

Хотите узнать, что же думает сама синица?

Что хотела сказать птица последними словами? Можем ли поместить эти слова в нашу шкатулку мудрости?

Вы сегодня были настоящими знатоками, я предлагаю вам и дома продолжить работу, подобрать материал по этой теме, который не прозвучал на уроке, тем самым ещё раз убедиться в оправданности слов синички.

Спасибо вам за работу.

Читают.

Строят логические высказывания.

Прикрепляют свои жетоны к выбранным словам (скучный, бесполезный, интересный, трудный, развивающий, полезный).

Прослушивают запись (с использованием интернет ресурсов)

Рассуждают.

Отвечают.

Записывают задание.

 

Приложение

(Текст для работы)

С утра до позднего вечера, без устали, перепархивает с ветки на ветку, внимательно осматривая каждый куст, маленькая любопытная неугомонная птичка, которую мы привыкли видеть в городе в любое время года.

Ростом она с воробья. У неё белые щёчки и грудка, жёлтое, как лучики тёплого летнего солнца, брюшко, на голове чёрная шапочка; спинка зелёная, как сочная весенняя трава, а крылья серо – голубые, буд – то небо перед дождём.

Ранней весной, когда повсюду ещё лежит снег, синица начинает вить гнездо. Гнездовье делает в дуплах, которые выдолбил дятел, или в стволах старых деревьев. Ещё холодно, поэтому гнёздышко она, как умелый и ловкий строитель, делает из сухих веток, листвы, на дно укладывает перья и пух, а также

подшёрсток животных.

Синички – многодетные матери. Два раза за весну они высиживают птенцов. Каждый раз в гнёздышке лежит по 10 пёстрых яиц. Птенцов очень трудно прокормить и уберечь от опасностей. Поэтому, пока мама- синица сидит на яйцах, согревая их своих теплом, будущий папа 4 раза за час приносит еду. Синички стараются жить стайками по 2 пары. В это время синичка ведёт очень скрытный образ жизни. Благодаря своему умению скрывать гнёзда от врагов, ей удаётся часто избегать опасности. В летние деньки синички съедают насекомых, среди которых множество вредителей. Зимой синичкам очень холодно и голодно.

Ведь они не улетают в тёплые края, а зимуют рядом с нами. В длинные морозные ночи стайки птичек прячутся в дуплах деревьев, щелях домов, стенах, тесно прижавшись друг к другу спят, согревая теплом.

1гр. «Языковеды»

· Выясните значение выделенного в тексте слова (выбери для этого источник: энциклопедия, орфографический словарь, толковый словарь, художественные произведения о братьях наших меньших)

· Выпишите из текста однокоренные существительные к слову гнездо; сделайте разбор по составу;

· В предложении объяснить написание всех пропущенных орфограмм.

( В) летние д*н*ки с*нич*ки с*едают нас*комых –вр*дителей.

(работа на интерактивной доске)

2гр. «Счетоводы»

· Опираясь на данные текста, выполните расчёты:

1.Сколько пройдёт времени, пока синица – отец прилетит с кормом к гнезду 12 раз?

2.Сколько раз за сутки прилетит к гнезду синица?

3.Сколько к осени будет летать птенцов у двух семейств синичек?

3гр. «Экологи»

· Если вам нужно получить достоверные, научные сведения о ближайших родственниках синиц, к какой книге ты обратишься?

1. Словарь

2. Энциклопедия

3. Сборник художественных рассказов о животных?

· Составьте цепь питания синицы, используя раздаточный материал( картинки)

· Докажите, что синички всеядны(используя материалы энциклопедии).

· Составьте обращение от имени синицы к людям, с просьбой о заботе (листовка, рисунок и т.д.), опираясь на её пользу для человека.

Текст для синицы (интернет – ресурс программа «Говорилка»)

Я синица по имени Синь – Синь. Притаившись, я с интересом наблюдала за вашей работой. Молодцы! Я думала, что всё знаю о себе и о своих родственниках, но это не так! Вы меня удивили, когда выполнили точный расчёт, когда доказали мою полезность для человека. Спасибо всем за хорошие знания. Желаю удачи и новых открытий!

Ведь недаром говорят: «Учитесь видеть в известном неизвестное».

 

 

 

Добавить комментарий

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- загружать, публиковать, передавать, иным образом доводить до всеобщего сведения (далее - размещать) любую информацию, которая содержит угрозы, дискредитирует или оскорбляет других пользователей или третьих лиц, является вульгарной, непристойной, носит мошеннический характер, посягает на личные или публичные интересы, пропагандирует расовую, религиозную, этническую ненависть или вражду, любую иную информацию, нарушающую охраняемые законом права человека и гражданина;
- размещать любую коммерческую рекламу, коммерческие предложения, агитационные материалы, распространять спам, сообщения-цепочки (сообщения, требующие их передачи одному или нескольким пользователям), схемы финансовых пирамид или призывы в них участвовать, любую другую навязчивую информацию;
- размещать домашние адреса, номера телефонов, адреса электронной почты, паспортные данные и прочую личную информацию любых третьих лиц без их личного согласия на такие действия;
- описывать или пропагандировать преступную деятельность, размещать инструкции или руководства по совершению преступных действий;
- размещать любую информацию, нарушающую исключительные права третьих лиц на объекты интеллектуальной собственности;
- размещать любую другую информацию, которая, по личному мнению Администрации, является нежелательной, не соответствует целям создания Сайта, ущемляет интересы пользователей или по другим причинам является нежелательной для размещения на Сайте.
Администрация оставляет за собой право по своему собственному усмотрению удалять любую публикуемую Вами информацию, нарушающую установленные запреты.


Защитный код
Обновить

Поиск

Контакты

Адрес редакции:

125222, г. Москва, a/я 8,

ООО «ИГ «Основа»

www.e-osnova.ru

e-mail: RU.teacherjournal@yandex.ru

Счетчики



Новый сайт

Уважаемые пользователи и гости сайта .


Мы подготовили для вас новый, яркий и удобный сайт на котором вы сможете не только рассказывать о свои разработки уроков и заказать сертификаты, но и с пользой провести время со своими друзьями и коллегами в социальной сети или на форуме, обновленный вид комментариев и прочие интересные возможности. Мы только запустили этот проект, успейте пройти регистрацию в числе первых и Вы сможете получить уникальное и красивое ссылку на свой профиль.


http://new.teacherjournal.ru/


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ

Коллеги, специально для вас Издательская группа «Основа» выпускает практические журналы для учителей-предметников, воспитателей и администрации школы.

Выписывайте и читайте свои профессиональные журналы как в бумажном так и электронном виде. Подписка по редакционной цене на сайте http://www.e-osnova.ru/

КОНКУРСЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Приглашаем принять участие во всероссийских конкурсах «Творческий учитель» и «Творческий воспитатель» от Издательской группы «Основа». Присылайте свои авторские работы и получите бесплатно диплом за участие в конкурсе. Лучшие работы будут опубликованы во Всероссийских журналах Издательской группы «Основа».

Подробнее о конкурсах «Творческий учитель» и «Творческий воспитатель».


© 2012 Издательская группа "Основа"

© 2016 Учительский журнал он-лайн. Все права защищены.
Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.

Редакция портала «Учительский журнал он-лайн» может не разделять точку зрения автора и пользователей портала, которые высказываются в форме комментариев к статьям, сообщений на форуме и т.д. Авторы публикаций несут ответственность за достоверность фактов, цитат, собственных имен. Материалы публикуются в авторском варианте, иллюстрации, пунктуация и лексика авторские. Претензии не принимаются. Материалы не рецензируются.

«Учительский журнал он-лайн» (свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-42343 от 20.10.10)