Учительский журнал он-лайн

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ШАХМАТАМ

Печать

Автор: Смутнева Елена Павловна

e-mail: ele30928875@yandex.ru

МОУ ДОД ДЮСШ № 3 г.Камышина

Должность: тренер-преподаватель по шахматам

Литература

1.Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999-2000 гг. – М. – 2000. – 168 с.

2.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат. – М.: Академия, 1999.

3.Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999. – 191 с.

4.Селевко Г. Современные образовательные технологии. М., «Народное образование». 1998 г.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ШАХМАТАМ

На фоне стремительных перемен, происходящих сегодня во всех сферах жизни нашего общества, исключительно важное значение для достижения социально значимых положительных результатов приобретает задача кардинальной модернизации образовательного процесса. Традиционные групповые методы обучения и передачи знаний в современных условиях оказываются уже малоэффективными. Требуется развитие принципиально новых подходов, основная цель внедрения которых — резкое повышение качества и объема образовательной деятельности. Подчеркивая исключительную важность скорейшего продвижения в данном направлении, Международная комиссия по вопросам образования, науки и культуры при ООН (ЮНЕСКО) сформулировала два базовых принципа: "образование для всех" и "образование через всю жизнь", которые являются декларативной основой решения комплекса проблем национальных образовательных систем.

В качестве инструментария для реализации этих деклараций в России предложен и апробирован третий принцип — "образование на месте проживания".

Для России, особенностью которой является наличие огромных территорий с неравномерной плотностью заселения, задача широкой модернизации образовательного процесса, внедрения в практику преподавательской деятельности новых информационных технологий стоит особенно остро. Причем из реально функционирующих школ лишь 30% расположены в городах. Большинство же (70%) — находится в сельской местности. В связи с этим жители практически всех субъектов Российской Федерации по объективным причинам не имеют декларированной Конституцией равной возможности получить образование, отвечающее отечественным и мировым стандартам.

Совершенно очевидно, что решение данной проблемы в принципе невозможно на основе технологии и организации образовательного процесса XX века. Для России единственным выходом в настоящее время является широкое внедрение в практику педагогической деятельности принципиально новых методов обучения — методов XXI века, основанных на применении современных информационных и телекоммуникационных технологий как наиболее совершенных форм дистанционного образования.

Разумеется, речь не идет о полном отказе от традиционных приемов преподавания. Объективно оценивая итоги прошедшего этапа становления дистанционных форм обучения в России, следует подчеркнуть, что основным достижением здесь пока приходится считать резкое расширение для каждого человека возможности выбора наиболее оптимальных по условиям его жизни, особенностям психофизиологического и социального статуса форм реализации конституционного права на получение качественного образования. И поскольку эта сфера является одним из важнейших для любого государства направлений его деятельности, выбор стратегии её реорганизации должен быть непременно увязан и со всем комплексом проблем, отражающих социальные, мировоззренческие, технологические, юридические и другие аспекты жизни общества.

Информатизация процесса обучения рассчитана на то, что учитель при планировании своей деятельности, опираясь на закономерности, принципы обучения и рекомендации компьютера, будет выбирать оптимальный ее вариант.

Следовательно, речь должна идти не об отдельных способах информатизации, а именно о системе способов, которые в своей совокупности охватывают все характеристики процесса обучения.

Способом информатизации процесса обучения будем называть такую взаимосвязанную деятельность всего коллектива школы (администрации, учителей, психологов, медицинских работников и др.), которая заранее ориентирована на оптимальное использование информационного обеспечения процесса обучения с помощью компьютера.

Рассмотрим группу способов информатизации процесса обучения.

  1. Построение оптимального учебного плана школы.
  2. Построение электронных моделей школьных учебников.
  3. Построение полного внутришкольного педагогического мониторинга.
  4. Построение и проведение полного внутришкольного психологического мониторинга.
  5. Построение и проведение полного внутришкольного мониторинга здоровья и физического развития учащихся.
  6. Прогнозирование результатов обучения учащихся и класса в целом.
  7. Оптимизация распределения учебного времени внутри предмета и по классу в целом.
  8. Дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам.
  9. Оптимальный отбор форм и методов работы на уроке.
  10. Построение оптимальной системы уроков и каждого урока по теме.
  11. Оптимальное сочетание управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью на уроке.
  12. Текущий анализ, самоанализ и оперативное регулирование процесса обучения.
  13. Тематический анализ, самоанализ и стратегическое регулирование процесса обучения.

Сегодня в педагогике сложилась ситуация, когда по-старому невозможно, а по-новому не получается. Несмотря на попытки изменить содержание и саму систему образования, в педагогической теории и практике остается много неясного и противоречивого. Современный период ученые характеризуют по-разному. И.А.Колесникова называет его эпохой смены педагогик (от классической – к неклассической). Е.А.Ямбург говорит о «конфликте парадигм». А.Г.Асмолов, М.А.Гусаковский, В.В.Краевский, В.В.Сериков, В.И.Слободчиков и другие пишут о кризисе гуманитарности, который трактуется как кризис рациональности и целостности.

Таким образом, в условиях информатизации образования важную роль играют информационные технологии, позволяющие современному учителю модернизировать учебно-воспитательный процесс.

Что же такое ИКТ?

Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование  информации.

Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит составляет план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

Такому уроку свойственно следующее:

1. принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;

2.  управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;

3.   интерактивность и диалоговый характер обучения;  -  ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

4.  оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

5. поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;

6. неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.

Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН

При этом компьютер выполняет следующие функции:

1. в функции учителя компьютер представляет собой:

  • источник учебной информации;
  • наглядное пособие;
  • тренажер;
  • средство диагностики и контроля.

2. в функции рабочего инструмента:

  • средство подготовки текстов, их хранение;
  • графический редактор;
  • средство подготовки выступлений;
  • вычислительная машина больших возможностей.

 

Как же может помочь ИКТ в обучении младших школьников шахматам? Очень даже просто. Вполне достаточно приготовить по теме занятия   слайд-шоу, в программе Microsoft Office Power Point. И урок обогатиться хорошей наглядностью, яркими и живыми примерами. Ученики смогут увидеть, как двигаются фигуры на доске, как можно разыграть партию.

 

Преподавателю не придётся самому двигать фигуры на демонстрационной доске, чтобы показывать ходы. Ему достаточно будет управлять мышью за рабочим столом. Это во-первых, хорошая экономия времени, а во-вторых, интересное занятие для детей. Вашему вниманию, я хочу представить презентацию одного из первых занятий по шахматам, которое я обычно провожу в группе первого года обучения по шахматам в школе.

 

На первых занятиях по шахматам обычно  много времени занимает теория. Происходит знакомство с шахматными фигурами, дети узнают, как они ходят. Знакомятся с простейшими понятиями (что такое шах и мат?). Чтобы дети меньше уставали на занятиях и чтобы увлечь их этой игрой дальше, нужен особый подход. И тут применение ИКТ окажет незаменимую помощь, в обучении младших школьников шахматам.

 

Добавить комментарий

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- загружать, публиковать, передавать, иным образом доводить до всеобщего сведения (далее - размещать) любую информацию, которая содержит угрозы, дискредитирует или оскорбляет других пользователей или третьих лиц, является вульгарной, непристойной, носит мошеннический характер, посягает на личные или публичные интересы, пропагандирует расовую, религиозную, этническую ненависть или вражду, любую иную информацию, нарушающую охраняемые законом права человека и гражданина;
- размещать любую коммерческую рекламу, коммерческие предложения, агитационные материалы, распространять спам, сообщения-цепочки (сообщения, требующие их передачи одному или нескольким пользователям), схемы финансовых пирамид или призывы в них участвовать, любую другую навязчивую информацию;
- размещать домашние адреса, номера телефонов, адреса электронной почты, паспортные данные и прочую личную информацию любых третьих лиц без их личного согласия на такие действия;
- описывать или пропагандировать преступную деятельность, размещать инструкции или руководства по совершению преступных действий;
- размещать любую информацию, нарушающую исключительные права третьих лиц на объекты интеллектуальной собственности;
- размещать любую другую информацию, которая, по личному мнению Администрации, является нежелательной, не соответствует целям создания Сайта, ущемляет интересы пользователей или по другим причинам является нежелательной для размещения на Сайте.
Администрация оставляет за собой право по своему собственному усмотрению удалять любую публикуемую Вами информацию, нарушающую установленные запреты.


Защитный код
Обновить

Поиск

Контакты

Адрес редакции:

125222, г. Москва, a/я 8,

ООО «ИГ «Основа»

www.e-osnova.ru

e-mail: RU.teacherjournal@yandex.ru

Счетчики



Новый сайт

Уважаемые пользователи и гости сайта .


Мы подготовили для вас новый, яркий и удобный сайт на котором вы сможете не только рассказывать о свои разработки уроков и заказать сертификаты, но и с пользой провести время со своими друзьями и коллегами в социальной сети или на форуме, обновленный вид комментариев и прочие интересные возможности. Мы только запустили этот проект, успейте пройти регистрацию в числе первых и Вы сможете получить уникальное и красивое ссылку на свой профиль.


http://new.teacherjournal.ru/


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ

Коллеги, специально для вас Издательская группа «Основа» выпускает практические журналы для учителей-предметников, воспитателей и администрации школы.

Выписывайте и читайте свои профессиональные журналы как в бумажном так и электронном виде. Подписка по редакционной цене на сайте http://www.e-osnova.ru/

КОНКУРСЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Приглашаем принять участие во всероссийских конкурсах «Творческий учитель» и «Творческий воспитатель» от Издательской группы «Основа». Присылайте свои авторские работы и получите бесплатно диплом за участие в конкурсе. Лучшие работы будут опубликованы во Всероссийских журналах Издательской группы «Основа».

Подробнее о конкурсах «Творческий учитель» и «Творческий воспитатель».


© 2012 Издательская группа "Основа"

© 2016 Учительский журнал он-лайн. Все права защищены.
Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.

Редакция портала «Учительский журнал он-лайн» может не разделять точку зрения автора и пользователей портала, которые высказываются в форме комментариев к статьям, сообщений на форуме и т.д. Авторы публикаций несут ответственность за достоверность фактов, цитат, собственных имен. Материалы публикуются в авторском варианте, иллюстрации, пунктуация и лексика авторские. Претензии не принимаются. Материалы не рецензируются.

«Учительский журнал он-лайн» (свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-42343 от 20.10.10)