Учительский журнал он-лайн

 

Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках математики в начальной школе.

Печать

Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках математики в начальной школе.

Из опыта работы учителя начальных классов НОУ''ООШ Академия будущего'' города Иркутска Галянт Елены Ивановны.


«Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний»

М. М. Бахтин

Мечта любого учителя – это неподдельный интерес в глазах учащихся. Что же может породить этот интерес?

Конечно, проблема, включённая в структуру урока. Именно поиск её решения способен вовлечь ребёнка в активное познание.             Вашему вниманию предлагаются фрагменты уроков по созданию проблемной ситуации на уроках математики.

 

В рамках Образовательной системы  «Перспективная начальная школа» при изучении нового материала на уроках математики я применяю проблемно-диалогическую технологию преподавания. Эта технология позволяет каждому школьнику усвоить алгоритм, который пригодится в любой жизненной ситуации,  научит пользоваться умениями, полученными в процессе обучения.

Планируя урок, формирую мотивацию к учению. Ученики начальных классов трудно представляют временные понятия, как секунда, минута, год, век. С этой целью при изучении данной темы я провожу интересные виды работ: нарисовать геометрические фигуры, записать ответы к примерам, решить разного типа задачи за определённое количество времени ( в течение минуты). Знакомлю детей с данными статистики - минута в жизни государства, данные беру из СМИ. Прошу рассказать, что успевает сделать ученик за  минуту, за  час, за сутки (из режима дня). Дети сами составляют задачи, используя данные о возрасте своих родных, сравнивают их возраст с возрастом долгожителей страны. На факультативе знакомлю с историей возникновения летоисчисления, мифами и легендами о времени. Из Книги рекордов Гинесса подбираю интересные данные  о продолжительности жизни человека, животных, растений, спортивные рекорды, о скоростях полёта насекомых, птиц, самолётов, космических кораблях, о скорости движения транспорта, животных. При знакомстве с сутками и годом рассказала, что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Сутки-промежуток времени, в течение которого Земля делает один оборот вокруг оси, когда же Земля сделает один оборот вокруг Солнца, пройдёт год. В связи с этим решали такие задачи:

1.Земля в своём движении вокруг Солнца проходит 30км/сек.Какое расстояние проходит Земля за сутки, за месяц, за год?

2.Через 10 секунд после молнии послышался гром. На каком расстоянии от наблюдателя произошёл грозовой разряд, если скорость звука в воздухе равна  330м/сек?

В 3 классе при изучении темы «Многозначные числа» знакомлю с понятием «миллион». Английский натуралист Уолес, сподвижник Дарвина, придавал весьма серьёзное значение развитию правильного представления о миллионе. Он считал, что «никто не может оценить достижений современной науки, если не способен представить их наглядно и, суммируя целое, вообразить себе, как велико число один миллион, когда современной астрономии и физике приходится иметь дело с сотнями, тысячами и даже миллионами таких миллионов». Трудно не согласиться с мнением учёного натуралиста. На своих уроках я так предлагала представить величину миллиона:

  1. Длина обыкновенной комнатной мухи около 7мм. Какова была бы её длина при увеличении в один миллион раз?
  2. Умножьте 7мм на 1 000 000.Сколько получилось? Сколько это метров? А километров?
  3. 7км - это примерно ширина крупного города. Значит, длина мухи, увеличенная линейно в один миллион раз, могла бы покрыть его телом.
  4. Книга в миллион страниц имела бы толщину 50 метров.
  5. Человеческий волос, а насколько он тонок? Оказывается, ширина полосы из миллиона волос достигла бы примерно 100метров. Её трудно было бы протянуть поперёк самой широкой столичной полосы.

При изучении темы «Умножение и деление многозначных чисел» в 4 классе я сказала:

-И вы, и я - кругосветные путешественники. Почему? Потому что каждый из вас успел в течение своей жизни, сам того не подозревая, пройти пешком путь, равный окружности земного шара. Не верите? Давайте вместе посчитаем. В течение дня не менее 5 часов вы проводите на ногах. Если бы у вас в кармане был шагомер, он показал бы, что вы ежедневно делаете не менее 30 000шагов. При средней ходьбе человек проходит 4-5 километров в час.

1. Посчитайте, сколько километров проходит человек за день?(5*5)

2.Определите, какой путь проходит каждый из нас в течение года?(25*360=9 000км)

Итак, даже малоподвижный человек, никогда не покидавший родного города проходит ежегодно пешком 8 000-9 000км.

Окружность земного шара 40 000км. Вычислите, во сколько лет мы совершаем пешеходное путешествие, равное  кругосветному:

(40 000:8 000=5 лет)

Будем считать, что человек начинает ходить с двухлетнего возраста. Во сколько лет вы совершите 2 таких кругосветных путешествия? А сколько кругосветных путешествий вы совершите, когда вам будет 25 лет?60 лет?

Дожив до 60 лет, мы 10 раз обойдём вокруг земного шара, т.е. пройдём путь более длинный, чем от Земли до Луны? (380 000км)

Врачи «Скорой помощи» подсчитали, что в среднем каждый из них за свой рабочий день поднимается к больным на 2 500 ступеней. Считайте высоту ступени 15см, рабочих дней в году -300.На какую высоту врач поднимается ежедневно?

2 500*15 =37 500(см)=375(м)

А за год?

375*300=112 500(м)=112км

Сколько же раз в году врач покоряет вершину Монблана- величайшую вершину Альп? (4 800м)? Примерно 3 раза!

Задания, подобные данным, не только расширяют представления детей о природе, но и вызывают интерес к изучению математики, активизируют познавательную активность.

На одном из занятий кружка «Занимательная математика», руководителем которого являюсь много лет, познакомила детей с 10 самыми знаменитыми часами мира, разновидностями часов. Рассказывая о клепсидре (водяных часах), дети узнали о том, как появился первый школьный звонок. Знаменитый философ Платон построил клепсидру, которая в определённый час созывала учеников на занятия, издавая звон. Предложила самим сделать водяные часы из старой кастрюли с  дырявым дном, бочонка или жестянки. Для этого на стенку сосуда надо прикрепить линейку, наполнить водой и по часам замерять на линейке постепенное убывание воды. Для дома эти часы не подойдут - зальёшь соседей, а для дачи в самый раз!

В наше время в США сделаны наручные водяные часы. Для их работы достаточно несколько капель солёной воды, пускаемой в специальное отверстие. Гарантирована  точность их хода в течение 10 лет!

Проблемные ситуации практически всего курса математики строятся на затруднении в выполнении нового задания, система подводящих диалогов позволяет при этом учащимся самостоятельно, основываясь на имеющихся у них знаниях, вывести новый алгоритм действия для нового задания, поставив при этом цель, спланирован свою деятельность, и оценить результат, проверив его.

Проблемно-диалогическая технология помогает мне давать развёрнутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. Эта технология, прежде всего, формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию и делать логические выводы.

Список использованной литературы:

1. Аристова Л.П. Активность учения школьников. М. 1986

2. Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. —  М.: «Просвещение», 1986.

3.Книга рекордов Гинесса.

3. Матюшкин М.А. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. M., 1982.

4. Матюшкин М.А. К проблеме “шага ” в процессе усвоения // Новые исследования в педагогике и психологии. M., 1996

5. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., АПКиПРО, 2002, 2006. 168 с.

 

6.Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. материалов. – М., Баласс. 2006. С. 144–180.

 

7.Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения // Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Дошкольное обра зование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2008. С. 75–90.

 

 

Добавить комментарий

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- загружать, публиковать, передавать, иным образом доводить до всеобщего сведения (далее - размещать) любую информацию, которая содержит угрозы, дискредитирует или оскорбляет других пользователей или третьих лиц, является вульгарной, непристойной, носит мошеннический характер, посягает на личные или публичные интересы, пропагандирует расовую, религиозную, этническую ненависть или вражду, любую иную информацию, нарушающую охраняемые законом права человека и гражданина;
- размещать любую коммерческую рекламу, коммерческие предложения, агитационные материалы, распространять спам, сообщения-цепочки (сообщения, требующие их передачи одному или нескольким пользователям), схемы финансовых пирамид или призывы в них участвовать, любую другую навязчивую информацию;
- размещать домашние адреса, номера телефонов, адреса электронной почты, паспортные данные и прочую личную информацию любых третьих лиц без их личного согласия на такие действия;
- описывать или пропагандировать преступную деятельность, размещать инструкции или руководства по совершению преступных действий;
- размещать любую информацию, нарушающую исключительные права третьих лиц на объекты интеллектуальной собственности;
- размещать любую другую информацию, которая, по личному мнению Администрации, является нежелательной, не соответствует целям создания Сайта, ущемляет интересы пользователей или по другим причинам является нежелательной для размещения на Сайте.
Администрация оставляет за собой право по своему собственному усмотрению удалять любую публикуемую Вами информацию, нарушающую установленные запреты.


Защитный код
Обновить

Поиск

Контакты

Адрес редакции:

125222, г. Москва, a/я 8,

ООО «ИГ «Основа»

www.e-osnova.ru

e-mail: RU.teacherjournal@yandex.ru

Счетчики



Новый сайт

Уважаемые пользователи и гости сайта .


Мы подготовили для вас новый, яркий и удобный сайт на котором вы сможете не только рассказывать о свои разработки уроков и заказать сертификаты, но и с пользой провести время со своими друзьями и коллегами в социальной сети или на форуме, обновленный вид комментариев и прочие интересные возможности. Мы только запустили этот проект, успейте пройти регистрацию в числе первых и Вы сможете получить уникальное и красивое ссылку на свой профиль.


http://new.teacherjournal.ru/


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ

Коллеги, специально для вас Издательская группа «Основа» выпускает практические журналы для учителей-предметников, воспитателей и администрации школы.

Выписывайте и читайте свои профессиональные журналы как в бумажном так и электронном виде. Подписка по редакционной цене на сайте http://www.e-osnova.ru/

КОНКУРСЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Приглашаем принять участие во всероссийских конкурсах «Творческий учитель» и «Творческий воспитатель» от Издательской группы «Основа». Присылайте свои авторские работы и получите бесплатно диплом за участие в конкурсе. Лучшие работы будут опубликованы во Всероссийских журналах Издательской группы «Основа».

Подробнее о конкурсах «Творческий учитель» и «Творческий воспитатель».


© 2012 Издательская группа "Основа"

© 2016 Учительский журнал он-лайн. Все права защищены.
Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.

Редакция портала «Учительский журнал он-лайн» может не разделять точку зрения автора и пользователей портала, которые высказываются в форме комментариев к статьям, сообщений на форуме и т.д. Авторы публикаций несут ответственность за достоверность фактов, цитат, собственных имен. Материалы публикуются в авторском варианте, иллюстрации, пунктуация и лексика авторские. Претензии не принимаются. Материалы не рецензируются.

«Учительский журнал он-лайн» (свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-42343 от 20.10.10)