Учительский журнал он-лайн

 

С ЛЮБОВЬЮ К ПУШКИНУ

Печать

Проект и презентация подготовлены к дню памяти А.С.Пушкина.

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 252»

 

 

 

 

 

С любовью к Пушкину

(к 175–летию памяти поэта)

семинар

для председателей МО учителей начальных классов

Красносельского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

учитель начальных классов

Устинова Татьяна Федоровна

 

Санкт – Петербург

2012

 

 

ГБОУ СОШ № 252 Санк-Петербурга

 

ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ

«С любовью к Пушкину»

ВЫПОЛНИЛИ  ОБУЧАЮЩИЕСЯ  2Б КЛАССА

РУКОВОДИТЕЛЬ: Устинова Т.Ф.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема: «С любовью к Пушкину»

Учебные предметы: литературное чтение, внеклассное чтение, внеклассные мероприятия.

Участники: группа обучающихся 2 Б класса.

Руководитель: Устинова Т.Ф.

Тип проекта: краткосрочный.

Краткое содержание проекта: группа учащихся 2Б класса занимается исследовательской деятельностью на основе сбора материала о жизни и творчестве поэта.

Вопросы учебной темы:

Детство Пушкина. Родословная.

Лицейские годы Пушкина.

Творчество поэта. Сказки.

Содержание проекта: грамотность,  доступность,                            логичность; соответствие вопросам учебной темы, творческий подход.

Дидактические цели и задачи проекта:

научить учащихся проводить исследования в области литературы (соответственно их возраста);

научить учащихся оформлять собранную информацию;

научить планировать и реализовывать проектную деятельность, работая в группе;

формирование исследовательских навыков учащихся;

научить выделять главное из собранной информации и оформлять работу в форме презентации.

Использованная литература: библиотеки, мультимедийные приложения

Результаты работы: коллективное создание обучающимися в процессе творческой деятельности книги «С любовью к Пушкину». Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса.

 

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА.

Этап 1. Предпроектная подготовка.

В ходе исследовательской работы над изучением жизни и творчества А.С.Пушкина, (уроки литературного и внеклассного чтения) мы познакомились с еще неизвестными фактами биографии поэта.

И тут у ребят возникла мысль – создать свою книгу о Пушкине, взяв за основу информацию из разных источников.

Этап 2. Планирование.

Для работы по созданию книги «С любовью К Пушкину» было решено разбиться на 3 группы по этапам: «Детство Пушкина», «Лицейские годы», «Сказки Пушкина».

Каждая группа получила задание:

  1. найти и отобрать материал;
  2. подобрать к полученному тексту иллюстрированный материал.

Этап 3. Практическая реализация проекта.

Обучающиеся в группах отобрали текстовый материал, оформили его на компьютере; проиллюстрировали полученные тексты; выполнили презентации.

Учитель выступал в роли консультанта и помощника.

Этап 4. Результаты и выводы. Презентация единого классного проекта.

После того как работа каждой группы была завершена, страницы книги собрали в одну единую книгу. Каждая группа выступила по защите своего этапа работы, а учитель презентовал единый классный проект.

КРИТЕРИИ УСПЕХА:

- достигнут конечный результат;

- была создана активная команда участников проекта;

- обучающиеся и учитель получили удовольствие от своей деятельности;

- продукт проекта можно использовать в учебной и внеклассной деятельности.

(Проект посвящен дню памяти А.С.Пушкина)

Глухой зимний вечер. На дворе воет метель – ни зги не видно. В комнатушке тепло – потрескивает затопленная няней печь. Сама няня сидит на скамеечке и прядет свою пряжу. Пушкин тут же у стола, в теплом домашнем халате. Оплывающая свеча дрожащим светом озаряет его обросшие бакенбарды, похудевшее лицо, потускневшие глаза. Он смотрит в темное окно, в котором ничего не видно, прислушивается к тому, что делается там, вдали, в открытом снежном поле. (1 слайд)

(звучит завывание метели в записи)

Читается отрывок из стихотворения «Зимний вечер».

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

10 февраля  175 лет назад не стало А.С.Пушкина. Закатилось «солнце русской поэзии». Но россияне бережно хранят о нем память: мы читаем и с детства знаем пушкинские стихи, его удивительные сказки; став старше, открываем поэмы, драмы, повести. Лучшие композиторы России – Глинка, Чайковский, Рахманинов, Свиридов – написали к ним музыку. По произведениям Пушкина поставлены спектакли, оперы, балеты, сняты фильмы.

Сегодня ребята нам расскажут о детстве А.С.Пушкина, о его лицейских годах. Все вместе мы окунемся в мир сказок Пушкина.

Детство

6 июня 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России. Пушкин рос задумчивым и рассеянным, что вызывало у родителей недоумение. А между тем эти черты свидетельствовали о внутренней сосредоточенности мальчика, его полном погружении в свой особый, еще детский, но уже поэтический мир. (2-3 слайды)

 

Впоследствии, однако, все изменилось: Пушкин стал живым, шаловливым ребенком, поражавшим родителей своим «пылким нравом, необыкновенной памятью и, в особенности, наблюдательным не по годам умом».

Отец, Сергей Львович, небогатый помещик, человек образованный, хорошо знал литературу, собрал большую библиотеку, был знаком со многими русскими писателями и сам немного писал. (4 слайд)

Мать, Надежда Осиповна, приходилась внучкой арапу Петра I, впоследствии русскому генералу Абраму Петровичу Ганнибалу. Она была остроумна, хороша собой. В их доме часто бывали известные музыканты, писатели, поэты того времени. (5 слайд)

Детей в семье Пушкиных было трое. Старшая - Ольга,  второй  - Александр и младший – Лёвушка, любимец семьи. Родители читали детям французские книги и разговаривали дома только по-французски. Детям они дали французское воспитание. Маленького Александра воспитывали французы-гувернеры, он рано выучился читать и уже в детстве начал писать стихи, правда, по-французски. (6 слайд)

Василий Львович Пушкин – русский поэт, дядя А.С.Пушкина, знал много языков, был знаком с известными поэтами того времени. Он оказал большое влияние на будущего поэта. Именно дядя научил Пушкина писать стихи, и часто обменивался с ним шутливыми стихотворными посланиями. Летом 1811 года Василий Львович привез молодого Пушкина в лицей. (7 слайд)

Летние месяцы 1805—1810 гг. будущий поэт обычно проводил у своей бабушки по матери, Марии Алексеевны Ганнибал, в подмосковном селе Захарове, близ Звенигорода. (8 слайд)

Мне видится мое селенье,
Мое Захарово; оно
С заборами в реке волнистой
С мостом и рощею тенистой
Зерцалом вод отражено.

В раннем детстве поэт почти не говорил по-русски и не знал русского языка. Его учителями родного языка были бабушка Марья Алексеевна, великолепно владевшая русской речью и няня Арина Родионовна, сказочница и певунья. Маленькому Пушкину они привили любовь к родному языку.  Бабушка окружила материнским вниманием своего любимого внука и была его первой наставницей в русском языке (в доме разговорным языком был французский). М.А. Ганнибал говорила только по-русски. По свидетельствам современников «она-то, без со­мнения, была первою воспитательни­цею будущего поэта... Она выучила его русскому чтению и письму». Она оказала большое значение на формирование его мировоззрения. (9 слайд)

Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.                                      

Своей бабушке  и своей няне он обязан первыми впечатлениями от русских сказок, у бабушки и у няни учился красоте и образности русской речи, от бабушки он узнал русскую грамоту. Скульпторы увековечили память о самых дорогих и близких ему людях. Это памятник - бабушке А.С Пушкина в селе Захарово. А этот памятник - его няне Арине Родионовне в селе Воскресенское Ленинградской области. (10 слайд)

Подруга дней моих суровых

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь…

 

Лицейские годы Пушкина

Имя А.С.Пушкина неразрывно связано с нашим городом. В Петербурге к нему пришла поэтическая слава, его имя стало широко известным, в этом городе он познал творческие радости и полюбил его всем сердцем. Памятных пушкинских мест немало – в Москве, в Украине и Молдавии, на Кавказе и на Волге, в Крыму и на Урале, в Псковской, Тверской и Нижегородской областях…, но петербургские – особенные. Велика впечатляющая сила пушкинских мест Петербурга.

Многое говорят нам о Пушкине здания, где он жил и бывал, сады, проспекты и набережные, архитектурные ансамбли. В Петербурге именем поэта назван город Пушкин, где он учился в Царскосельском лицее, станция метро «Пушкинская», созданы памятники, открыты музеи.

Перефразируя слова Пушкина, можно сказать, что нет занятия более увлекательного, чем идти по следам великого человека, по местам, с которыми была связана его прекрасная жизнь.

 

Царскосельский лицей известен как школа, воспитавшая А.С.Пушкина.

Самыми лучшими годами в жизни Пушкина, конечно же, были годы, проведенные в лицее, в Царском Селе, где располагалась летняя резиденция русских царей. О них он вспоминал часто. (11 слайд)

12-летнего Пушкина привезли в Царское Село летом 1811 года, вскоре после того, как было объявлено о предстоящем открытии лицея. Привез его дядя, Василий Львович Пушкин, известный в то время поэт. В Петербурге юный Пушкин поселился в доме дяди. Жил у него и готовился к экзаменам в лицей.  Экзамен выдержал успешно и был зачислен в состав 30 учеников этого закрытого учебного заведения. (12 слайд)

Царскосельский лицей был открыт 19 октября 1811 года и предназначался для обучения и воспитания дворянских детей, которые в дальнейшем будут работать на государственной службе, и будут преданы царю и государству. Продолжительность обучения составляла шесть лет. (13 слайд)

Ребята в лицее изучали самые разнообразные науки:  Закон Божий, этику, логику, правоведение, российскую, латинскую, французскую, немецкую словесность и языки,  историю, географию, математику, физику, чистописание, рисование, танцы, верховую езду, плавание.

Образование в лицее приравнивалось к университетскому. Учебное заведение было размещено в здании Екатерининского дворца.  У каждого лицеиста была своя комната — «келья», как называл её А. С. Пушкин. В комнате — железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. В комнатах у ребят всегда был идеальный порядок. У Пушкина была комната под №14, рядом комната №13 его друга Ивана Пущина. (14 слайд)

Учебный год в Царскосельском Лицее продолжался 11 месяцев, с 1 августа по 1 июля. В течение всего периода обучения воспитанники не имели права покидать пределов Царского Села. Но сама атмосфера в лицее была свободной и непринужденной, воспитывала вольные чувства и стремления, благоприятно повлияла на становление поэтического таланта Пушкина. (15 слайд)

Шесть лет А.С.Пушкин провёл в Царскосельском лицее. Здесь впервые открылся его поэтический дар. А уже в 15 лет в журнале «Вестник Европы» напечатали его стихотворение «К другу-стихотворцу».

Именно в лицее у Пушкина появляются настоящие друзья. Среди лицейских друзей Пушкина особенно близкими и дорогими – на всю жизнь дорогими – стали А.Дельвиг, И.Пущин, В.Кюхельбекер. Двое из них были поэтами.

У каждого лицеиста было свое прозвище. У Ивана Пущина - «Жано», у Вильгельма Кюхельбекера – «Кюхля», у Александра Пушкина – «Француз» и множество других забавных прозвищ.

Они все вместе дружеским кругом приобщались к культуре, к литературе. Пушкин постоянно участвовал во всех литературных журналах, импровизировал народные песни, писал эпиграммы.

Воспоминания о годах, проведённых в Лицее, о лицейском братстве навсегда остались в душе поэта. (16 слайд)

В 1815 г. Пушкин с успехом прочел на экзамене свое стихотворение "Воспоминание в Царском Селе" в присутствии знаменитого поэта Г.Р.Державина. Сам Пушкин так вспоминал о своем чтении этого стихотворения: «Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей; когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом … Не помню, как я кончил свое чтение, не помню куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять …. Меня искали но не нашли». (18 слайд)

Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес;
В безмолвной тишине почили дол и рощи.
В седом тумане дальний лес….

После чтения на экзамене стихотворения «Воспоминания о Царском Селе» с необыкновенной быстротой растет слава молодого Пушкина. Его называли «…надеждой нашей словесности». В лицейский период Пушкиным было создано много стихотворных произведений.

Срок пребывания в лицее кончился летом 1817 года. 9 июня состоялись выпускные экзамены. Наступило время прощания с местами, которые сделались дороги, прощание с друзьями. Последние лицейские стихи Пушкина были посвящены его лицейским друзьям -  «Товарищам», «Разлука». (19 слайд)

 

Лицей заменил Пушкину детство.

Лицей был закончен - детство прошло. Начиналась взрослая жизнь. (20 слайд)

 

Что за прелесть эти сказки!

 

Пушкин — первый русский писатель мирового значения, народный писатель, величайший русский поэт, «гений», как называли его при жизни. Он создал много таких произведений, которые стали шедеврами не только русской, но и мировой литературы.

Своей няне Арине Родионовне он обязан первыми впечатлениями от русских сказок. Со слов няни Пушкин записал 7 сказок, 10 песен и несколько народных выражений. Пословицы, поговорки, присказки не сходили у нее с языка. Няня знала очень много сказок и рассказывала их как-то по-особенному. Именно от няни он впервые услышал и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях.

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

С самого раннего детства в мир сказок Пушкина вас ввели: сначала мама и бабушка, затем со сказками вы знакомились в детском саду, а более близко уже в школе. А как вы знаете сказки А.С.Пушкина, мы сейчас проверим. Для этого ребята приготовили для вас несколько заданий.

  1. Презентация «Математика в сказках Пушкина» (21-32 слайды)
  1. 2. «Лучший знаток сказок Пушкина»

А теперь узнаем, кто лучше всех знает сказки А.С.Пушкина.

  1. Какими словами царица обращается к волшебному зеркальцу?
  2. Что кричал петушок, сидя на спице?
  3. Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал с укоризной?
  4. Что молвила третья сестрица?
  5. Что сказала золотая рыбка, когда старик её поймал?
  6. С какими словами обращается старик к золотой рыбке?
  7. Какими словами начинается “ Сказка о рыбаке и рыбке”
  8. Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает “ Сказку о Золотом петушке”
  9. Каким был лоб у Балды?
  10. Где поп встретил Балду?
  11. У кого в лесу живёт царевна?
  12. Назовите кличку собаки семи богатырей.
  13. Кто сказал Елисею о месте нахождения царевны?
  14. Что подумала царевна о хозяевах терема?
  15. Почему богатыри сразу поняли, что царевну принимали?

- Отлично, вы очень хорошо справились с этим заданием.

 

  1. 3. Конкурс «Узнай от кого пришли телеграммы»
  2. 4. «Домашнее задание»
  1. Ветер весело шумит, судно весело бежит. Ждите нас, мы скоро будем.
  2. Спасибо за приглашение, вижу, что тут люди добрые живут.
  3. Приеду с подарками, так как наткала я полотна.
  4. Очень жаль приехать не могу: “Горе мне! Попались в сети Оба наших сокола”.
  5. Прибуду к вам, как только дам задание своему работнику.

– К 175-летию памяти А.С.Пушкина  Кот ученый открыл свою « Галерею» с картинами по сказкам, а которая по какой сказке совсем забыл.

- Я думаю, что вы исправите его ошибку, и возьмёте на себя роль экскурсоводов.

(Показываются иллюстрации сделанные детьми, нужно их прокомментировать).

- Вы помогли вспомнить Коту ученому названия картин. Молодцы!

 

  1. 5. «Бюро находок»

Мы должны найти хозяев. Сможем найти?

В сундучке лежат: яблоко, зеркальце, орехи, корыто, рыбка, веревка, звезда, зайчик, собачка, спица.

- Все вещи нашли хозяев. Пусть они их больше не теряют.

А вам спасибо за помощь.

 

Итог занятия. Рефлексия:

- Что нового и интересного узнали на занятии? Что вас удивило? Что захотелось сделать?

Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки.
Читайте Пушкина, друзья! –
Вот вам подсказка!
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки!

Интернет-ресурсы:

http://yandex.ru/

http://allforchildren.ru/

http://nsportal.ru/

https://ru.wikipedia.org/

https://ru.wikipedia.org/

http://www.museumpushkin.ru/

http://lukoshko.net/

http://skaz-pushkina.ru/

http://www.konspekt.org/

http://ppt4web.ru/

 

 

 

Добавить комментарий

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- загружать, публиковать, передавать, иным образом доводить до всеобщего сведения (далее - размещать) любую информацию, которая содержит угрозы, дискредитирует или оскорбляет других пользователей или третьих лиц, является вульгарной, непристойной, носит мошеннический характер, посягает на личные или публичные интересы, пропагандирует расовую, религиозную, этническую ненависть или вражду, любую иную информацию, нарушающую охраняемые законом права человека и гражданина;
- размещать любую коммерческую рекламу, коммерческие предложения, агитационные материалы, распространять спам, сообщения-цепочки (сообщения, требующие их передачи одному или нескольким пользователям), схемы финансовых пирамид или призывы в них участвовать, любую другую навязчивую информацию;
- размещать домашние адреса, номера телефонов, адреса электронной почты, паспортные данные и прочую личную информацию любых третьих лиц без их личного согласия на такие действия;
- описывать или пропагандировать преступную деятельность, размещать инструкции или руководства по совершению преступных действий;
- размещать любую информацию, нарушающую исключительные права третьих лиц на объекты интеллектуальной собственности;
- размещать любую другую информацию, которая, по личному мнению Администрации, является нежелательной, не соответствует целям создания Сайта, ущемляет интересы пользователей или по другим причинам является нежелательной для размещения на Сайте.
Администрация оставляет за собой право по своему собственному усмотрению удалять любую публикуемую Вами информацию, нарушающую установленные запреты.


Защитный код
Обновить

Поиск

Контакты

Адрес редакции:

125222, г. Москва, a/я 8,

ООО «ИГ «Основа»

www.e-osnova.ru

e-mail: RU.teacherjournal@yandex.ru

Счетчики



Новый сайт

Уважаемые пользователи и гости сайта .


Мы подготовили для вас новый, яркий и удобный сайт на котором вы сможете не только рассказывать о свои разработки уроков и заказать сертификаты, но и с пользой провести время со своими друзьями и коллегами в социальной сети или на форуме, обновленный вид комментариев и прочие интересные возможности. Мы только запустили этот проект, успейте пройти регистрацию в числе первых и Вы сможете получить уникальное и красивое ссылку на свой профиль.


http://new.teacherjournal.ru/


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ

Коллеги, специально для вас Издательская группа «Основа» выпускает практические журналы для учителей-предметников, воспитателей и администрации школы.

Выписывайте и читайте свои профессиональные журналы как в бумажном так и электронном виде. Подписка по редакционной цене на сайте http://www.e-osnova.ru/

КОНКУРСЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Приглашаем принять участие во всероссийских конкурсах «Творческий учитель» и «Творческий воспитатель» от Издательской группы «Основа». Присылайте свои авторские работы и получите бесплатно диплом за участие в конкурсе. Лучшие работы будут опубликованы во Всероссийских журналах Издательской группы «Основа».

Подробнее о конкурсах «Творческий учитель» и «Творческий воспитатель».


© 2012 Издательская группа "Основа"

© 2016 Учительский журнал он-лайн. Все права защищены.
Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.

Редакция портала «Учительский журнал он-лайн» может не разделять точку зрения автора и пользователей портала, которые высказываются в форме комментариев к статьям, сообщений на форуме и т.д. Авторы публикаций несут ответственность за достоверность фактов, цитат, собственных имен. Материалы публикуются в авторском варианте, иллюстрации, пунктуация и лексика авторские. Претензии не принимаются. Материалы не рецензируются.

«Учительский журнал он-лайн» (свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-42343 от 20.10.10)