Учительский журнал он-лайн

 

"Волшебница - весна". Воспитательное мероприятие в 1классе

Печать

Горбачева Елена Александровна.

 

Цель воспитательного мероприятия. Расширять и углублять знания детей  об изменениях, происходящих в природе весной, об особенностях весенних месяцев, о редких растениях. Знакомить с устным народным творчеством.

Развивать наблюдательность, любознательность, мышление, речь, интерес к явлениям живой и неживой природы. Способствовать развитию творческой активности детей. Расширять кругозор детей, помочь в познании окружающего мира.

Прививать навыки экологической культуры. Формировать готовность к активной природоохранной деятельности. Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.

Ход мероприятия

I.Организация класса.

Приветствие учителя.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

II.Сообщение темы, целей, ожидаемых результатов занятия. Мотивация. (Слайд 2)

Учитель. Льётся свет из-под небес
И проснулся старый лес,
По полям бегут ручьи
И щебечут воробьи,
Пробиваются росточки,
У вербы набухли почки,
Новых сил всегда полна,
К нам уже спешит … (весна).

-Весна…Прекрасное время года. Пробуждается природа от долгого зимнего сна.

-Какие изменения происходят в природе весной? (Упражнение «Микрофон»).

Ученики. Солнце поднимается все выше, светит ярче в голубом небе, растапливает снег и лед. Реки, озера и пруды очищаются ото льда. Звенит веселая капель.

На проталинах появляются первые цветы. На деревьях и кустарниках набухают почки и проклевываются первые листочки.

Возвращаются с юга птицы. Просыпаются насекомые, ежи, барсуки, ужи, медведи. У многих животных  рождаются малыши. Чудесная пора!

Учитель. Дорогие друзья! Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие в  мир весенней природы. Мы узнаем много интересного о весенних месяцах, о первых цветах, о наших пернатых друзьях. Мы будем любоваться и восхищаться красотой весенней природы, увидим, как все оживает с наступлением весны.

III. Основная часть.

1. Встреча с Весной. (Слайд 3)

Учитель. Когда-то давно отчет года начинался с весеннего пробуждения природы. Как только земля освобождалась от снега, молодежь собиралась встречать весну.

Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Правила игры. Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под песню «Весна – красна» ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе, кого захочет.

Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…

Весна. Я – Весна – красна.

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки,

На лугах ращу цветочки.

Прогоняю с речек лед,

Светлым делаю восход.

Всюду, в поле и в лесу

Людям радость я несу.

- Дорогие друзья! Я рада, что вы пригласили меня в гости.

Учитель. Весна, ребята подготовили тебе подарок. Они споют песню.

Веснянка
Украинская народная песня
Стало ясно солнышко припекать, припекать,
Землю словно золотом заливать, заливать.

Громче стали голуби ворковать, ворковать,
Журавли вернулися к нам опять, к нам опять.

А в лесу подснежники расцвели, расцвели.
Много цвету вешнего у земли, у земли.

Ой, ты, ясно солнышко, посвети, посвети!
Хлеба, земля-матушка, уроди, уроди!

2. Выступление месяцев. (Слайд 4-8)

Учитель. В природе бывают 3 весны: Весна света, Весна воды и Весна света. 
Отгадайте загадки. (Выходят дети в костюмах месяцев.)
                  В тёплых солнечных сапожках,
                  С огонёчком на застёжках,
                 По снегам бежит мальчишка
                 - Снег пугает, шалунишка:
                 Только ступит - стаял снег,
                 Раскололся лёд у рек.
                 Охватил его азарт.
                 А мальчишка этот - ...  (март).
 
                 Будит лес, поля и горы,
                 Все полянки и сады.
                 Он во все стучится норы,
                 Напевает у воды.
                 «Просыпайтесь! Просыпайтесь!
                 Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»
                 Далеко слышна свирель.
                 Это будит всех ... (апрель).  
 
                 В лапотках бежит малыш,
                 Ты шаги его услышь.
                 Он бежит, и всё цветёт,
                 Он смеётся - всё поёт.
                 Спрятал счастье в лепестках
                 У сирени на кустах.
                 «Ландыш мой, благоухай!»
                 - Повелел весёлый ... (май).

(Выступление детей сопровождается показом картин весенней природы.)

МАРТ.     У Весны в глазах азарт -
На пороге уже Март,
Неба синяя река,
Кораблики в ней - облака,
Дружно так поют скворцы,
Они - весенние певцы,
И вокруг всё расцветает -
По земле весна шагает.

Учитель. Март – первый весенний месяц. Его называют «утром весны», «солнечником». Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Наши предки называли этот месяц – «сухый» - в это время мало осадков, сухо в лесу. «Протальником» звали из-за быстрого таяния снега и появления проталин. Март – месяц переменчивый – то снегом сеет, то солнцем греет. В марте еще кружатся последние зимние метели. На солнышке звенела капель, поэтому называли март «капельником». Март - время прилета птиц - «грачевник». В народе говорят «Грач зиму ломает». Весело тенькают синицы, галдят воробьи, делят места для гнезд. А серые вороны строят гнезда и откладывают в них яйца.

несите.

АПРЕЛЬ.  Вот закончилась капель
                  И пожаловал апрель!
                  Он такой веселый, звонкий,
                  Как смешинки у девчонки.
                  Где большие были лужи,
                  Он тропиночки проложит.
                  Травы солнышком пригреет
                  Да скворечники проветрит.
                  Пригласит из-за границ
                  Стаи певчих звонких птиц.
                  После на реку пойдёт,
                  Вмиг устроит ледоход.

Учитель. Считают, что название свое апрель получил от латинского слова «аперире», что означает – открывать. В этом месяце земля «открывается» : появляются ростки, лопаются почки деревьев. Апрель – месяц весеннего «открывания» природы. Наши предки называли этот месяц «березозолом», считая его злым для берез, так как в это время начинали заготавливать березовый сок. Величают апрель и «птичьим месяцем» : в это время перелетные птицы возвращаются, несут на крыльях из теплых краев весну.

МАЙ.       Дружно лопаются почки,
Распускаются листочки,
На траве роса дрожит,
Лось за радугой бежит.

Учитель. Месяц май наши предки называли его «травником», «птичьи пересвистом», «соловьиным месяцем», величали и «муром» ( от «травы-муравы» ), «пролетнем», ведь май – конец весны, преддверие  лета. В мае ветер поет, а земля надевает свой лучший наряд. Недаром говорили: «В мае все принарядится – там цветком, тут цветком, а где и травинкой». Земля покрывается пестрым ковром. В мае оживают муравейники, бабочки собирают нектар с первых весенних цветов. И всюду слышен  щебет, веселый пересвист птиц, приветствующих тепло :  ласточек, зябликов, стрижей, соловьев, малиновок, жаворонков.

3. Встреча птиц. (Слайд 9)

Учитель. 22 марта по народному календарю - день Жаворонки. По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну. В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик.
Утром хозяйки пекли из теста птичек, круглые пряники и колобки. Затем делали из соломы маленькие гнезда, складывали в них колобки и ставили в птичник – считалось, что это поможет курам лучше нестись и не болеть. Круглыми пряниками принято было всех угощать. Жаворонков с распростертыми крылышками дети насаживали на шесты, бежали с ними в поле или усаживали птичек из теста на крышу, при этом распевая песни, привлекающие жаворонков, а с ними – весну:

(У детей в руках  символ – птичка. Ребята поют, водят хоровод.)

Жаворонушки, летите!
Нам зима-то надоела,
Много хлебушка поела!
Вы летите и несите
Весну красную, лето жаркое!

Жаворонки прилетайте,
Зиму белу прогоняйте.
Гули – гули – гули.
Зиму белу прогоняйте,
Весну красну созывайте.
Гули – гули – гули.
Весну -  красну созывайте,
Землю нашу одевайте.
Гули – гули – гули.
Землю нашу одевайте,
Все поляны согревайте,
Гули – гули – гули.
Все поляны согревайте,
Солнце мило приглашайте.
Гули – гули – гули.

2). Конкурс загадок «Знаете ли вы птиц». (Слайд 10)

Весна.      Звуки песен льются,

Все птицы в гости соберутся.

Отгадайте, ребятки,

Про птиц загадки.

Учитель читает загадки о птицах.

1. Враг личинок, друг полей,

Всех перелетных птиц черней,

Взад-вперед по пашне вскачь

Гордо ходит птица…(грач).

2.  Знакомая пташка,

В черной в крапинку рубашке.

К нам весной прилетает,

Сразу домик обживает. (Скворец.)

3. Серая пташка,

На животе тельняшка,

В лесу живет, гнезда не вьет,

Яйца бросает, матерью не бывает. (Кукушка.)

4. Хочет - прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет. (Жаворонок.)

5. Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? (Соловей.)

6. Под крышами из глины гнезда лепят

С юга эти птицы к нам летят.

Они красивы, изящны и легки,

С выемкой хвостики, собой невелики! (Ласточки.)

4). На поляне первоцветов. (Слайд 11-12)

Звучит «Вальс цветов» Чайковского.

Весна. Мы попали на поляну первоцветов.

С удовольствием хотим

Мы все цветы сюда позвать,

Пусть они прекрасным видом

Землю будут украшать.

Учитель. Удивительный цветок растет и развивается зимой, под теплым снежным одеялом, а в начале весны появляется из-под снега светло- зеленый стебелек с бутонами. Не страшна подснежнику зимняя стужа. Сверху плотный сугроб не пропускает ни холода, ни ветра. В середине сугроб более рыхлый, а возле земли во время февральских оттепелей уже бегут ручьи. Талая вода ускоряет рост растений, поэтому подснежник быстро растет. Холода цветок не боится, потому что в соке, его наполняющем, содержится много сахара, а такие растворы во время морозов не замерзают. Берегут подснежники сладкую медовую капельку, спрятанную в середине цветка для шмелей.

Разгадывание загадок. (Слайд 13)

Ученики загадывают загадки.
1. На полянке пегой
Поднимается цветок.
У него из снега
Отложной воротничок.
Весь как на ладошке,
Против ветра налегке,
Встал на тонкой ножке
С колокольчиком в руке. (Подснежник.)

2. Дальний лес стоит стеной,
А в лесу, в глуши лесной,
На суку сидит сова.
Там растет усни - трава.
Говорят, усни - трава
Знает сонные слова.

Как шепнет свои слова,
Сразу никнет голова. (Сон-трава.)

3. Я знаменита не цветами,
А необычными листами:
То твердыми, холодными,
То мягкими и теплыми. (Мать-и-мачеха.)

4. Это прозвище недаром,
У красивого цветка,
Капля сочного нектара,
И душиста, и сладка,
От простуды излечиться
Вам поможет … (медуница).

6. Вот сиреневый цветок,
Словно птичий хохолок.
И резной листочек,
Тонкий стебелечек. (Хохлатка.)

7. С первых дней в апреле
Из дубовой прели
Выглянул цветочек
Синенький глазочек,
Зелена одёжка
Луковая ножка. (Пролеска.)

8. Сквозь сыпучий снег
Он пустил побег.
Золото – цветочки,
Лаковые щёчки,
Под стебель кулачок
Клубеньков тугой пучок. (Чистяк.)

Инсценировка сказки.

Еще не везде сошел снег, и в шумных ручьях клокочет талая вода, а на глинистом пригорке уже красуются желтые цветы.
— Ж-ж-ж,— жужжит Пчела.— Это Мать-и-мачеха. Она первая зацветает. Мы все с нетерпением ждем появления маленьких желтых солнышек.
— Она что же, совсем не боится заморозков? — удивилась проснувшаяся после зимы Бабочка.
— У меня толстый корень,— ответила сама Мать-и-мачеха.— Он-то мне и дает силу.
Пройдет немного времени, распустится листва на деревьях, а золотисто-желтые корзинки отцветут и померкнут. Вместо солнечных цветов останутся стоять пушистые шарики.
Там,   где   росли   цветы,   майскими   днями   появятся   листья   Мать-и-мачехи, широкие, угловатые, кожистые. С лицевой стороны они зеленые, а с изнанки беловатые, будто покрытые паутиной.
— Скажи, Мать-и-мачеха, почему у тебя такое странное имя? — поинтересовалась Бабочка.
— Листья у меня снизу пушистые и мягкие. Они как бы согревают, ласкают, словно руки мамы,— улыбнулось растение.— А сверху листья блестящие и холодные.
— Напоминают  злую  мачеху  из  сказки,   да? — догадалась Бабочка. Цветок качнул головой:
— Совершенно верно.
Доброй улыбкой сияют многие цветы весной. А среди них мать-и-мачеха первой украшает землю.

Игра -  импровизация «Цветочек».

Учитель.
- Хотите, мы превратимся с вами в маленькие бутончики первого весеннего цветка? Закройте глаза и пред­ставьте, что на лесной полянке растаял снег и появился первый цветок с бутоном, которым будет каждый из вас. Он еще закрыт.

Дети садятся на корточки, затем медленно встают («вырастают»). Их руки сложены, как лепестки нераскрывшегося бутона.

Но вот пригревает ласковое солнышко, и бутон постепенно раскрывается. Он гре­ется под весенним солнцем, лёгкий ветерок раскачивает его. Цветочек всё время следит за солнышком, куда оно плывёт, туда и цветок поворачивается.

Учитель показывает нарисованное солнышко, прикрепленное к палочке. Дети разводят руки, как будто расцвёл цветок, и покачива­ются. Учитель передвигает солнышко, дети поворачиваются в ту же сторону.

Но вот послышались чьи-то шаги. Это идёт человек. Он увидел цветок и хочет сорвать. Цветок испугался, согнулся, сложил лепестки и уже представил себе, как он завянет и засохнет.

Учитель топает. Дети изображают испуг, складывают руки-ле­пестки, наклоняются к земле.

Но человек пожалел цветочек, ведь он такой красивый, и по­шёл дальше. (Топает, затихая.)
И вот цветок снова рас­прямился, расправил лепестки и радуется жизни, греясь под ласковым солнышком.

Дети выпрямляются, расправляют руки-лепестки, смотрят на «сол­нышко», улыбаются.

- Почему цветок испугался? Почему человек пожалел цветочек?

Повторение правил бережного обращения с цветами. (Слайд 14)

Учитель. «Не рвите первоцветы! Это еда для пчел и шмелей. Не оставляйте их без вкусной пыльцы!»  К сожалению, люди не умеют ценить красоту природы. Некоторые первоцветы находятся на грани исчезновения. Они занесены в Красную книгу. А без этих цветов могут погибнуть и насекомые, которые первыми пробуждаются весной, и птицы, и звери. Весна не будет весной без первых цветов: подснежников, медуницы, мать - и - мачехи, ветреницы, фиалки и других.

Весна вручает детям карточки с изображением первых цветов.

Весна. Спасибо, ребята, вам за интересную встречу. Работы у меня еще много. Пора отправляться в путь.

IV. Подведение итога.

Викторина. (Слайд 15-17)

Кто плачет только весной?

  • Дети.
  • Сосульки.
  • Взрослые.

Что происходит со льдом на реке весной?

  • Ледопрыг.
  • Ледобег.
  • Ледоход.

Какие части растений “радуются” тому, что тает снег?

  • Листья.
  • Корни.
  • Ветки.

Что появляется на полях, когда тает снег?

  • Проталинки.
  • Заталинки.
  • Обталинки.

Во что превращается снег на солнце?

  • В талую воду.
  • В стылую воду.
  • В сутулую воду.

Какие птицы прилетают весной первыми?

  • Ласточки.
  • Соловьи.
  • Грачи.

Подарок Весны. (Слайд 18)

Учитель. Подошло к концу наше путешествие в мир весенней природы. Мы  много нового интересного узнали. Берегите природу, любите все то, что нас окружает. Будьте наблюдательными, заботливыми, добрыми. И тогда Природа откроет вам свои секреты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Спiванки про мiсяцi.IУпор. О. О. Яловська. – Тернопiль Мандрiвець, 2007. – 192 с.

2.Тетьокiна В.А. Я и Украiна. Навколишнiй свiт. Матерiали до урокiв. – Х. Вид . группа «Основа», 2008. – 175 с.

3. Фольклорно – экологические занятия с детьми.I Авт.-сост. Г. А. Лапшина. – Волгоград Учитель, 2006.- 157  с.

4. Шорыгина Т. А. Цветы. Какие они?  М. – Издательство ГНОМ и Д, 2006. – 164 с.

 

Ход мероприятия

I.Организация класса.

Приветствие учителя.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

II.Сообщение темы, целей, ожидаемых результатов занятия. Мотивация. (Слайд 2)

Учитель. Льётся свет из-под небес
И проснулся старый лес,
По полям бегут ручьи
И щебечут воробьи,
Пробиваются росточки,
У вербы набухли почки,
Новых сил всегда полна,
К нам уже спешит … (весна).

-Весна…Прекрасное время года. Пробуждается природа от долгого зимнего сна.

-Какие изменения происходят в природе весной? (Упражнение «Микрофон»).

Ученики. Солнце поднимается все выше, светит ярче в голубом небе, растапливает снег и лед. Реки, озера и пруды очищаются ото льда. Звенит веселая капель.

На проталинах появляются первые цветы. На деревьях и кустарниках набухают почки и проклевываются первые листочки.

Возвращаются с юга птицы. Просыпаются насекомые, ежи, барсуки, ужи, медведи. У многих животных  рождаются малыши. Чудесная пора!

Учитель. Дорогие друзья! Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие в  мир весенней природы. Мы узнаем много интересного о весенних месяцах, о первых цветах, о наших пернатых друзьях. Мы будем любоваться и восхищаться красотой весенней природы, увидим, как все оживает с наступлением весны.

III. Основная часть.

1. Встреча с Весной. (Слайд 3)

Учитель. Когда-то давно отчет года начинался с весеннего пробуждения природы. Как только земля освобождалась от снега, молодежь собиралась встречать весну.

Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Правила игры. Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под песню «Весна – красна» ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе, кого захочет.

Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…

Весна. Я – Весна – красна.

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки,

На лугах ращу цветочки.

Прогоняю с речек лед,

Светлым делаю восход.

Всюду, в поле и в лесу

Людям радость я несу.

- Дорогие друзья! Я рада, что вы пригласили меня в гости.

Учитель. Весна, ребята подготовили тебе подарок. Они споют песню.

Веснянка
Украинская народная песня
Стало ясно солнышко припекать, припекать,
Землю словно золотом заливать, заливать.

Громче стали голуби ворковать, ворковать,
Журавли вернулися к нам опять, к нам опять.

А в лесу подснежники расцвели, расцвели.
Много цвету вешнего у земли, у земли.

Ой, ты, ясно солнышко, посвети, посвети!
Хлеба, земля-матушка, уроди, уроди!

2. Выступление месяцев. (Слайд 4-8)

Учитель. В природе бывают 3 весны: Весна света, Весна воды и Весна света. 
Отгадайте загадки. (Выходят дети в костюмах месяцев.)
                  В тёплых солнечных сапожках,
                  С огонёчком на застёжках,
                 По снегам бежит мальчишка
                 - Снег пугает, шалунишка:
                 Только ступит - стаял снег,
                 Раскололся лёд у рек.
                 Охватил его азарт.
                 А мальчишка этот - ...  (март).
 
                 Будит лес, поля и горы,
                 Все полянки и сады.
                 Он во все стучится норы,
                 Напевает у воды.
                 «Просыпайтесь! Просыпайтесь!
                 Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»
                 Далеко слышна свирель.
                 Это будит всех ... (апрель).  
 
                 В лапотках бежит малыш,
                 Ты шаги его услышь.
                 Он бежит, и всё цветёт,
                 Он смеётся - всё поёт.
                 Спрятал счастье в лепестках
                 У сирени на кустах.
                 «Ландыш мой, благоухай!»
                 - Повелел весёлый ... (май).

(Выступление детей сопровождается показом картин весенней природы.)

МАРТ.     У Весны в глазах азарт -
На пороге уже Март,
Неба синяя река,
Кораблики в ней - облака,
Дружно так поют скворцы,
Они - весенние певцы,
И вокруг всё расцветает -
По земле весна шагает.

Учитель. Март – первый весенний месяц. Его называют «утром весны», «солнечником». Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Наши предки называли этот месяц – «сухый» - в это время мало осадков, сухо в лесу. «Протальником» звали из-за быстрого таяния снега и появления проталин. Март – месяц переменчивый – то снегом сеет, то солнцем греет. В марте еще кружатся последние зимние метели. На солнышке звенела капель, поэтому называли март «капельником». Март - время прилета птиц - «грачевник». В народе говорят «Грач зиму ломает». Весело тенькают синицы, галдят воробьи, делят места для гнезд. А серые вороны строят гнезда и откладывают в них яйца.

несите.

АПРЕЛЬ.  Вот закончилась капель
                  И пожаловал апрель!
                  Он такой веселый, звонкий,
                  Как смешинки у девчонки.
                  Где большие были лужи,
                  Он тропиночки проложит.
                  Травы солнышком пригреет
                  Да скворечники проветрит.
                  Пригласит из-за границ
                  Стаи певчих звонких птиц.
                  После на реку пойдёт,
                  Вмиг устроит ледоход.

Учитель. Считают, что название свое апрель получил от латинского слова «аперире», что означает – открывать. В этом месяце земля «открывается» : появляются ростки, лопаются почки деревьев. Апрель – месяц весеннего «открывания» природы. Наши предки называли этот месяц «березозолом», считая его злым для берез, так как в это время начинали заготавливать березовый сок. Величают апрель и «птичьим месяцем» : в это время перелетные птицы возвращаются, несут на крыльях из теплых краев весну.

МАЙ.       Дружно лопаются почки,
Распускаются листочки,
На траве роса дрожит,
Лось за радугой бежит.

Учитель. Месяц май наши предки называли его «травником», «птичьи пересвистом», «соловьиным месяцем», величали и «муром» ( от «травы-муравы» ), «пролетнем», ведь май – конец весны, преддверие  лета. В мае ветер поет, а земля надевает свой лучший наряд. Недаром говорили: «В мае все принарядится – там цветком, тут цветком, а где и травинкой». Земля покрывается пестрым ковром. В мае оживают муравейники, бабочки собирают нектар с первых весенних цветов. И всюду слышен  щебет, веселый пересвист птиц, приветствующих тепло :  ласточек, зябликов, стрижей, соловьев, малиновок, жаворонков.

3. Встреча птиц. (Слайд 9)

Учитель. 22 марта по народному календарю - день Жаворонки. По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну. В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик.
Утром хозяйки пекли из теста птичек, круглые пряники и колобки. Затем делали из соломы маленькие гнезда, складывали в них колобки и ставили в птичник – считалось, что это поможет курам лучше нестись и не болеть. Круглыми пряниками принято было всех угощать. Жаворонков с распростертыми крылышками дети насаживали на шесты, бежали с ними в поле или усаживали птичек из теста на крышу, при этом распевая песни, привлекающие жаворонков, а с ними – весну:

(У детей в руках  символ – птичка. Ребята поют, водят хоровод.)

Жаворонушки, летите!
Нам зима-то надоела,
Много хлебушка поела!
Вы летите и несите
Весну красную, лето жаркое!

Жаворонки прилетайте,
Зиму белу прогоняйте.
Гули – гули – гули.
Зиму белу прогоняйте,
Весну красну созывайте.
Гули – гули – гули.
Весну -  красну созывайте,
Землю нашу одевайте.
Гули – гули – гули.
Землю нашу одевайте,
Все поляны согревайте,
Гули – гули – гули.
Все поляны согревайте,
Солнце мило приглашайте.
Гули – гули – гули.

2). Конкурс загадок «Знаете ли вы птиц». (Слайд 10)

Весна.      Звуки песен льются,

Все птицы в гости соберутся.

Отгадайте, ребятки,

Про птиц загадки.

Учитель читает загадки о птицах.

1. Враг личинок, друг полей,

Всех перелетных птиц черней,

Взад-вперед по пашне вскачь

Гордо ходит птица…(грач).

2.  Знакомая пташка,

В черной в крапинку рубашке.

К нам весной прилетает,

Сразу домик обживает. (Скворец.)

3. Серая пташка,

На животе тельняшка,

В лесу живет, гнезда не вьет,

Яйца бросает, матерью не бывает. (Кукушка.)

4. Хочет - прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет. (Жаворонок.)

5. Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? (Соловей.)

6. Под крышами из глины гнезда лепят

С юга эти птицы к нам летят.

Они красивы, изящны и легки,

С выемкой хвостики, собой невелики! (Ласточки.)

4). На поляне первоцветов. (Слайд 11-12)

Звучит «Вальс цветов» Чайковского.

Весна. Мы попали на поляну первоцветов.

С удовольствием хотим

Мы все цветы сюда позвать,

Пусть они прекрасным видом

Землю будут украшать.

Учитель. Удивительный цветок растет и развивается зимой, под теплым снежным одеялом, а в начале весны появляется из-под снега светло- зеленый стебелек с бутонами. Не страшна подснежнику зимняя стужа. Сверху плотный сугроб не пропускает ни холода, ни ветра. В середине сугроб более рыхлый, а возле земли во время февральских оттепелей уже бегут ручьи. Талая вода ускоряет рост растений, поэтому подснежник быстро растет. Холода цветок не боится, потому что в соке, его наполняющем, содержится много сахара, а такие растворы во время морозов не замерзают. Берегут подснежники сладкую медовую капельку, спрятанную в середине цветка для шмелей.

Разгадывание загадок. (Слайд 13)

Ученики загадывают загадки.
1. На полянке пегой
Поднимается цветок.
У него из снега
Отложной воротничок.
Весь как на ладошке,
Против ветра налегке,
Встал на тонкой ножке
С колокольчиком в руке. (Подснежник.)

2. Дальний лес стоит стеной,
А в лесу, в глуши лесной,
На суку сидит сова.
Там растет усни - трава.
Говорят, усни - трава
Знает сонные слова.

Как шепнет свои слова,
Сразу никнет голова. (Сон-трава.)

3. Я знаменита не цветами,
А необычными листами:
То твердыми, холодными,
То мягкими и теплыми. (Мать-и-мачеха.)

4. Это прозвище недаром,
У красивого цветка,
Капля сочного нектара,
И душиста, и сладка,
От простуды излечиться
Вам поможет … (медуница).

6. Вот сиреневый цветок,
Словно птичий хохолок.
И резной листочек,
Тонкий стебелечек. (Хохлатка.)

7. С первых дней в апреле
Из дубовой прели
Выглянул цветочек
Синенький глазочек,
Зелена одёжка
Луковая ножка. (Пролеска.)

8. Сквозь сыпучий снег
Он пустил побег.
Золото – цветочки,
Лаковые щёчки,
Под стебель кулачок
Клубеньков тугой пучок. (Чистяк.)

Инсценировка сказки.

Еще не везде сошел снег, и в шумных ручьях клокочет талая вода, а на глинистом пригорке уже красуются желтые цветы.
— Ж-ж-ж,— жужжит Пчела.— Это Мать-и-мачеха. Она первая зацветает. Мы все с нетерпением ждем появления маленьких желтых солнышек.
— Она что же, совсем не боится заморозков? — удивилась проснувшаяся после зимы Бабочка.
— У меня толстый корень,— ответила сама Мать-и-мачеха.— Он-то мне и дает силу.
Пройдет немного времени, распустится листва на деревьях, а золотисто-желтые корзинки отцветут и померкнут. Вместо солнечных цветов останутся стоять пушистые шарики.
Там,   где   росли   цветы,   майскими   днями   появятся   листья   Мать-и-мачехи, широкие, угловатые, кожистые. С лицевой стороны они зеленые, а с изнанки беловатые, будто покрытые паутиной.
— Скажи, Мать-и-мачеха, почему у тебя такое странное имя? — поинтересовалась Бабочка.
— Листья у меня снизу пушистые и мягкие. Они как бы согревают, ласкают, словно руки мамы,— улыбнулось растение.— А сверху листья блестящие и холодные.
— Напоминают  злую  мачеху  из  сказки,   да? — догадалась Бабочка. Цветок качнул головой:
— Совершенно верно.
Доброй улыбкой сияют многие цветы весной. А среди них мать-и-мачеха первой украшает землю.

Игра -  импровизация «Цветочек».

Учитель.
- Хотите, мы превратимся с вами в маленькие бутончики первого весеннего цветка? Закройте глаза и пред­ставьте, что на лесной полянке растаял снег и появился первый цветок с бутоном, которым будет каждый из вас. Он еще закрыт.

Дети садятся на корточки, затем медленно встают («вырастают»). Их руки сложены, как лепестки нераскрывшегося бутона.

Но вот пригревает ласковое солнышко, и бутон постепенно раскрывается. Он гре­ется под весенним солнцем, лёгкий ветерок раскачивает его. Цветочек всё время следит за солнышком, куда оно плывёт, туда и цветок поворачивается.

Учитель показывает нарисованное солнышко, прикрепленное к палочке. Дети разводят руки, как будто расцвёл цветок, и покачива­ются. Учитель передвигает солнышко, дети поворачиваются в ту же сторону.

Но вот послышались чьи-то шаги. Это идёт человек. Он увидел цветок и хочет сорвать. Цветок испугался, согнулся, сложил лепестки и уже представил себе, как он завянет и засохнет.

Учитель топает. Дети изображают испуг, складывают руки-ле­пестки, наклоняются к земле.

Но человек пожалел цветочек, ведь он такой красивый, и по­шёл дальше. (Топает, затихая.)
И вот цветок снова рас­прямился, расправил лепестки и радуется жизни, греясь под ласковым солнышком.

Дети выпрямляются, расправляют руки-лепестки, смотрят на «сол­нышко», улыбаются.

- Почему цветок испугался? Почему человек пожалел цветочек?

Повторение правил бережного обращения с цветами. (Слайд 14)

Учитель. «Не рвите первоцветы! Это еда для пчел и шмелей. Не оставляйте их без вкусной пыльцы!»  К сожалению, люди не умеют ценить красоту природы. Некоторые первоцветы находятся на грани исчезновения. Они занесены в Красную книгу. А без этих цветов могут погибнуть и насекомые, которые первыми пробуждаются весной, и птицы, и звери. Весна не будет весной без первых цветов: подснежников, медуницы, мать - и - мачехи, ветреницы, фиалки и других.

Весна вручает детям карточки с изображением первых цветов.

Весна. Спасибо, ребята, вам за интересную встречу. Работы у меня еще много. Пора отправляться в путь.

IV. Подведение итога.

Викторина. (Слайд 15-17)

Кто плачет только весной?

  • Дети.
  • Сосульки.
  • Взрослые.

Что происходит со льдом на реке весной?

  • Ледопрыг.
  • Ледобег.
  • Ледоход.

Какие части растений “радуются” тому, что тает снег?

  • Листья.
  • Корни.
  • Ветки.

Что появляется на полях, когда тает снег?

  • Проталинки.
  • Заталинки.
  • Обталинки.

Во что превращается снег на солнце?

  • В талую воду.
  • В стылую воду.
  • В сутулую воду.

Какие птицы прилетают весной первыми?

  • Ласточки.
  • Соловьи.
  • Грачи.

Подарок Весны. (Слайд 18)

Учитель. Подошло к концу наше путешествие в мир весенней природы. Мы  много нового интересного узнали. Берегите природу, любите все то, что нас окружает. Будьте наблюдательными, заботливыми, добрыми. И тогда Природа откроет вам свои секреты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Спiванки про мiсяцi.IУпор. О. О. Яловська. – Тернопiль Мандрiвець, 2007. – 192 с.

2.Тетьокiна В.А. Я и Украiна. Навколишнiй свiт. Матерiали до урокiв. – Х. Вид . группа «Основа», 2008. – 175 с.

3. Фольклорно – экологические занятия с детьми.I Авт.-сост. Г. А. Лапшина. – Волгоград Учитель, 2006.- 157  с.

4. Шорыгина Т. А. Цветы. Какие они?  М. – Издательство ГНОМ и Д, 2006. – 164 с.

 

 

Добавить комментарий

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- загружать, публиковать, передавать, иным образом доводить до всеобщего сведения (далее - размещать) любую информацию, которая содержит угрозы, дискредитирует или оскорбляет других пользователей или третьих лиц, является вульгарной, непристойной, носит мошеннический характер, посягает на личные или публичные интересы, пропагандирует расовую, религиозную, этническую ненависть или вражду, любую иную информацию, нарушающую охраняемые законом права человека и гражданина;
- размещать любую коммерческую рекламу, коммерческие предложения, агитационные материалы, распространять спам, сообщения-цепочки (сообщения, требующие их передачи одному или нескольким пользователям), схемы финансовых пирамид или призывы в них участвовать, любую другую навязчивую информацию;
- размещать домашние адреса, номера телефонов, адреса электронной почты, паспортные данные и прочую личную информацию любых третьих лиц без их личного согласия на такие действия;
- описывать или пропагандировать преступную деятельность, размещать инструкции или руководства по совершению преступных действий;
- размещать любую информацию, нарушающую исключительные права третьих лиц на объекты интеллектуальной собственности;
- размещать любую другую информацию, которая, по личному мнению Администрации, является нежелательной, не соответствует целям создания Сайта, ущемляет интересы пользователей или по другим причинам является нежелательной для размещения на Сайте.
Администрация оставляет за собой право по своему собственному усмотрению удалять любую публикуемую Вами информацию, нарушающую установленные запреты.


Защитный код
Обновить

Поиск

Контакты

Адрес редакции:

125222, г. Москва, a/я 8,

ООО «ИГ «Основа»

www.e-osnova.ru

e-mail: RU.teacherjournal@yandex.ru

Счетчики



Новый сайт

Уважаемые пользователи и гости сайта .


Мы подготовили для вас новый, яркий и удобный сайт на котором вы сможете не только рассказывать о свои разработки уроков и заказать сертификаты, но и с пользой провести время со своими друзьями и коллегами в социальной сети или на форуме, обновленный вид комментариев и прочие интересные возможности. Мы только запустили этот проект, успейте пройти регистрацию в числе первых и Вы сможете получить уникальное и красивое ссылку на свой профиль.


http://new.teacherjournal.ru/


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ

Коллеги, специально для вас Издательская группа «Основа» выпускает практические журналы для учителей-предметников, воспитателей и администрации школы.

Выписывайте и читайте свои профессиональные журналы как в бумажном так и электронном виде. Подписка по редакционной цене на сайте http://www.e-osnova.ru/

КОНКУРСЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Приглашаем принять участие во всероссийских конкурсах «Творческий учитель» и «Творческий воспитатель» от Издательской группы «Основа». Присылайте свои авторские работы и получите бесплатно диплом за участие в конкурсе. Лучшие работы будут опубликованы во Всероссийских журналах Издательской группы «Основа».

Подробнее о конкурсах «Творческий учитель» и «Творческий воспитатель».


© 2012 Издательская группа "Основа"

© 2016 Учительский журнал он-лайн. Все права защищены.
Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.

Редакция портала «Учительский журнал он-лайн» может не разделять точку зрения автора и пользователей портала, которые высказываются в форме комментариев к статьям, сообщений на форуме и т.д. Авторы публикаций несут ответственность за достоверность фактов, цитат, собственных имен. Материалы публикуются в авторском варианте, иллюстрации, пунктуация и лексика авторские. Претензии не принимаются. Материалы не рецензируются.

«Учительский журнал он-лайн» (свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-42343 от 20.10.10)