Учительский журнал он-лайн

 

Парная беседа в целях развития критического мышления

Печать

Парная беседа в целях развития критического мышления

Критическое мышление – это самое ведущее современное педагогическое  понятие, актуальное для развития  преподавания  и обучения.  Но просматривается оно двояко.  Критическое мышление по отношению к учащимся понимается, как способность синтезировать информацию и идеи, способности к суждению о достоверности и относительной важности информации и идей, умение делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнение идеи других. Критическое мышление преподавателей включает в себя способность критически оценивать собственную практику работы, попытки применения и оценки новых подходов [Руководство для учителя].

Ежедневно работая в группах, я сделала вывод, что самостоятельный поиск информации, совместно с диалоговым проговариванием ее, дает детальное осмысление и целостное представление о ее ценности.
Что же такое диалог и как важен он в обучении и преподавании?

Диалог (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых взаимно влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих. Диалог в обучении, или учебный диалог, – своеобразная форма общения. Это взаимодействие между людьми в условиях учебной ситуации, осуществляющееся в форме речи, в ходе которого происходит информационный обмен между партнерами и регулируются отношения между ними. Специфика учебного диалога определяется целями его участников, условиями и обстоятельствами их взаимодействия [Руководство для учителя].

В серии последовательных уроков я применила  обучение через диалог, где дети работали как в парах, так и в группах. Наиболее видна работа в группах на уроке №1, здесь были включены задания, предусмотренные работу в парах. Например, на первом этапе урока решения логического  упражнения: нужно было определить, какой предмет достался каждому зверьку. Дети работали в парах, обсуждали возможные варианты ответа, затем обсуждали в группе, далее спикер группы воспроизводил вариант ответа всему классу. Работая в парах можно было наблюдать за тем, как дети аргументировали свою точку зрения, у многих был свой алгоритм решения данного логического упражнения. Некоторые рисовали предметы и зверей, чтобы понять, кому что достанется. На следующем этапе урока, первичное закрепление знаний, детям было предложено поработать с деформированным текстом, где нужно было вставить пропущенные орфограммы на изучаемое правило «жи-ши», расставить знаки препинания в тексте. Ученики сначала работали индивидуально, затем обсуждали в паре результаты работы, а потом в группе производили сверку своих работ. Каждая пара озвучивала своё решение, есть пары, у кого мнения совпадали, но и были расхождения. В момент обсуждения, каждый учащийся мыслил индивидуально, даже если ответ был неправильным, но были и одинаковые мнения. Реакция учеников была неоднозначной. В некоторых парах я наблюдала, что у них мнения были одинаковыми, только из-за того, что они вместе работали. Было очевидно, что между парами происходил спор, где приходилось объяснять учащимся, что мнения могут быть у каждого разные. Почти всем учащимся задание очень понравилось. Для многих детей было затруднительным выслушать мнения друг друга и сделать выводы. Были дети, у которых завышалась самооценка при совпадении правильного ответа. Спикер группы выступал с результатами работы и делал вывод, почему они решили именно так выполнить данное задание.

Александер (2004) утверждает, что беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а, наоборот, - взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперёд [Руководство для учителя]. Обучаясь на курсах «Повышения квалификации педагогических работников Казахстана», я на себе ощутила важность диалога в обучении, где все участники процесса обучения являются полноправными партнёрами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата -  совместное приобретение знаний.

После первого урока парные обсуждения у многих учащихся были односложными, неполными, не было точных доказательств, а на последующих уроках ответы детей стали намного полными, содержащими аргумент. Часто дети перебивали другого при ответе, выкрикивают с места, высказывая свое мнение. Мне кажется, такое часто можно наблюдать в начальной школе. Если включать стратегию парной беседы в ежедневное планирование уроков, можно организовать детей, научить их давать полные  ответы и уважать мнение других.

В процессе обсуждения в парах критическое мышление позволяет каждому ученику не бояться высказывать свое мнение, даже если первоначально  в своих ответах он был далек от истины. Через пару уроков, когда ученик понимает, что мыслить самому намного интересней, чем брать «чужие» мысли, происходит процесс познания, через развития в себе мышления, ответственности за собственные знания, уверенности в себе и в собственных силах.

Рыспаева Надежда Васильевна

 

Добавить комментарий

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- загружать, публиковать, передавать, иным образом доводить до всеобщего сведения (далее - размещать) любую информацию, которая содержит угрозы, дискредитирует или оскорбляет других пользователей или третьих лиц, является вульгарной, непристойной, носит мошеннический характер, посягает на личные или публичные интересы, пропагандирует расовую, религиозную, этническую ненависть или вражду, любую иную информацию, нарушающую охраняемые законом права человека и гражданина;
- размещать любую коммерческую рекламу, коммерческие предложения, агитационные материалы, распространять спам, сообщения-цепочки (сообщения, требующие их передачи одному или нескольким пользователям), схемы финансовых пирамид или призывы в них участвовать, любую другую навязчивую информацию;
- размещать домашние адреса, номера телефонов, адреса электронной почты, паспортные данные и прочую личную информацию любых третьих лиц без их личного согласия на такие действия;
- описывать или пропагандировать преступную деятельность, размещать инструкции или руководства по совершению преступных действий;
- размещать любую информацию, нарушающую исключительные права третьих лиц на объекты интеллектуальной собственности;
- размещать любую другую информацию, которая, по личному мнению Администрации, является нежелательной, не соответствует целям создания Сайта, ущемляет интересы пользователей или по другим причинам является нежелательной для размещения на Сайте.
Администрация оставляет за собой право по своему собственному усмотрению удалять любую публикуемую Вами информацию, нарушающую установленные запреты.


Защитный код
Обновить

Поиск

Контакты

Адрес редакции:

125222, г. Москва, a/я 8,

ООО «ИГ «Основа»

www.e-osnova.ru

e-mail: RU.teacherjournal@yandex.ru

Счетчики



Новый сайт

Уважаемые пользователи и гости сайта .


Мы подготовили для вас новый, яркий и удобный сайт на котором вы сможете не только рассказывать о свои разработки уроков и заказать сертификаты, но и с пользой провести время со своими друзьями и коллегами в социальной сети или на форуме, обновленный вид комментариев и прочие интересные возможности. Мы только запустили этот проект, успейте пройти регистрацию в числе первых и Вы сможете получить уникальное и красивое ссылку на свой профиль.


http://new.teacherjournal.ru/


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ

Коллеги, специально для вас Издательская группа «Основа» выпускает практические журналы для учителей-предметников, воспитателей и администрации школы.

Выписывайте и читайте свои профессиональные журналы как в бумажном так и электронном виде. Подписка по редакционной цене на сайте http://www.e-osnova.ru/

КОНКУРСЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Приглашаем принять участие во всероссийских конкурсах «Творческий учитель» и «Творческий воспитатель» от Издательской группы «Основа». Присылайте свои авторские работы и получите бесплатно диплом за участие в конкурсе. Лучшие работы будут опубликованы во Всероссийских журналах Издательской группы «Основа».

Подробнее о конкурсах «Творческий учитель» и «Творческий воспитатель».


© 2012 Издательская группа "Основа"

© 2016 Учительский журнал он-лайн. Все права защищены.
Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.

Редакция портала «Учительский журнал он-лайн» может не разделять точку зрения автора и пользователей портала, которые высказываются в форме комментариев к статьям, сообщений на форуме и т.д. Авторы публикаций несут ответственность за достоверность фактов, цитат, собственных имен. Материалы публикуются в авторском варианте, иллюстрации, пунктуация и лексика авторские. Претензии не принимаются. Материалы не рецензируются.

«Учительский журнал он-лайн» (свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-42343 от 20.10.10)