Учительский журнал он-лайн

 

Формирование орфографической зоркости в начальной школе.

Печать

ТЕМА:

«Формирование орфографической зоркости в начальной школе»

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №15 г. Нерюнгри»

Ушенкова Наталья Ильинична

 

 

 

 

2014г.

 

Формирование орфографической зоркости в начальной школе.

Обучение в начальной школе призвано обеспечить формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и грамотного письма.

Цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы научить детей правильно говорить, читать и писать, развить внимание и интерес к слову.                                                                          Каждый ли ребенок может писать грамотно? Каждый, только для того потребуется непосредственная помощь родителей и учителей прежде всего. Все дети обучаются индивидуально, продвигаясь различными путями с неодинаковой быстротой. Они могут идти дальше только при условии, если будут усвоены и отработаны навыки предыдущего материала.

Класс состоит из учащихся с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разными способностями и разными интересами: один медлителен, другого отличает быстрота умственной ориентировки; один запоминает быстро, но не прочно, другой медленно, но продуктивно; один приучен организованно работать, а другой работает по настроению.

Учитель не может равняться на всех одновременно. Следовательно, он вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития ученика (выполнение стандарта). Это неизбежно приводит к тому, что сильные ученики искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, которое требует от них слишком большого умственного напряжения.

Индивидуальный  подход должен быть к каждому ребенку – и к тем, кто испытывает затруднения в учебной работе, и к тем, кто обнаруживает высокий уровень умственного развития, проявляет ярко выраженные интересы, склонности и способности к тем или иным видам учебной деятельности.

Учащимся нужно помочь разобраться в истине вещей, дать толчок развитию познавательных интересов, зажечь тот «факел», который поможет детям быть раскрепощенными, уверенными и мыслящими.                                           Наши дети остаются пока один на один с их школьными проблемами, а взрослые не умеют и не знают, как помочь им. Опыт показывает: вовремя и правильно оказанная помощь позволяет ребенку не только нормально учиться, но и сохранить здоровье. Для этого необходимо знать психофизиологические возможности детей:

  • мышление наглядное, наглядность опережает мышление;
  • речь воспринимают как единый поток, нерасчлененно;
  • не осознают существования слов, постоянства их значения;
  • мысль идет от целого к деталям, от фазы к слову;
  • могут выполнять только один вид сознательной деятельности;
  • не владеют смысловым запоминанием;
  • мыслят действуя;
  • слабо развиты мышцы рук:
  • внимание, наблюдательность, воображение мышление и воля не доведены до значительной степени;

Характерным является повышенная утомляемость и невозможность заниматься долго одним и тем же.

Учитывая психологические особенности ребенка, его способности, уровень подготовки, взрослым проще создать условия, где малыш чувствовал бы себя ведущим в познавательном процессе. Без сознательного чтения, автоматизированного письма, полноценного восприятия звучащей речи, обязательных умений и навыков работы с текстом невозможно успешное обучение русскому языку. Неотработанные базовые умения и навыки ведут к устойчивой орфографической безграмотности.

Навыки – это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения. Исходя из этого определения, можно сделать вывод, что в начальной школе необходимо создать условия для формирования умственного и двигательного навыка грамотного письма. Об этом и гласит китайская поговорка: «Даже самая хорошая память ничего не стоит по сравнению с чернилами». Поэтому очень часто я использую в своей работе над выработкой орфографической зоркости такие приемы, как различные виды списывания, зрительные диктанты, обучающие диктанты, орфографические диктанты, «пятиминутки» и т.д.

Двигательная и зрительная память служат основой для формирования грамотного письма и языкового чутья. Мышцы руки должны быть не только органом движения, но и еще и органом познания, т.к. письмо дополнительно дает возможность ощутить «телом» переход мысли в словесное оформление и запомнить зрительный образ – слово. Навык механического письма первичный, он способствует сознательному усвоению орфографии.

Проследим процесс деятельности учащихся при письме с учетом их психофизиологических возможностей. Начнем с конечного результата – списать грамотно и каллиграфически красиво.                                                         Приступая к списыванию, ребенок не располагает сложившимися способами выполнения этого действия, ему приходится сознательно выполнять и контролировать отдельные движения, посредством которых он его осуществляет.

Любой крупный процесс состоит из мелких действий. Если не довести до автоматизации мелкие действия, то не может быть и речи о положительном конечном результате.

Списывание – это внешнее действие, которое требует выполнения целого ряда внутренних операций.

Во время письма учащимся младших классов приходится удерживать в центре внимания одновременно несколько однородных действий (внутренних и внешних), а дети могут выполнять только один вид сознательной деятельности. Поэтому в каждый отдельный момент сознание ученика направляется на то или другое действие, которое является для него наиболее важным и значительным. Поглощённый движениями, ребенок ничего не слышит, не видит и ни о чем не думает, кроме того, что делает.

Учитывая, что дети проявляют повышенную сосредоточенность на физических действиях, необходимо освободить их при письме от активной мозговой деятельности. Языковые наблюдения должны предшествовать письму. И до тех пор, пока зрительный контроль не заменится мускульным, пока рука не превратится в инструмент языка и речи, пока ряд частичных мелких движений не сольется в одно сложное действие, нельзя загружать детей дополнительными заданиями. В этот период очень важно, чтобы в мускульную память не осело безграмотное письмо.

Учащиеся научатся устойчивой манере письма только при условии, если они будут иметь ясное представление о том, что именно они должны сделать, чего добиться, т.е. дети должны удерживать в своем сознании сформированный эталон0образец. Для образцов связного высказывания следует использовать маленькие художественные тексты. Путем подражания дети учатся правильно строить предложения, ставить слова в нужной последовательности, правильно согласовывать их друг с другом. Поэтому списывание нужно использовать с максимальной пользой для планомерного, целенаправленного зрительного восприятия учащимися буквы, слога, слова-понятия, предложения, текста.

Регулярная работа от занятия к занятию, четкая, продуманная, последовательная подготовка к самому процессу списывания вселяют уверенность в ребенка на уроках русского языка при выполнении впоследствии таких работ, как изложение, диктант. Необходимо помнить, что чем больше будет предварительная работа с текстом, предназначенного для списывания, тем лучше будет конечный результат – грамотно записанный текст.

Следует помнить, что списывание для младших школьников (1-2 класс) является самой сложной деятельностью. Оно требует большого и напряженного труда.

Задача взрослых – помочь детям совместить интеллектуальную и техническую деятельность при письме. Для этого наблюдения за текстом должны строиться по четкому плану, с рассмотрением одних языковых явлений вслед за другими в определенной последовательности. Только при таком исследовании дети ничего не пропустят и не будут возвращаться вторично к тому, что было воспринято. Таким образом, умственная и внешняя деятельность должны функционировать во взаимосвязи, взаимодействии, синхронно. Наблюдение над текстом под наблюдением преподавателя или родителей помогут освободить от умственного напряжения и полностью направит физические силы на основную деятельность. В этом случае сознательное движение руки постепенно перейдет в бессознательное, привычное действие. Навык механического письма первичный, он способствует сознательному усвоению орфографии. Поэтому следует предусмотреть максимум механических действий, который бы позволил ребенку не отвлекать свое внимание на промежуточные процессы, а сосредоточить его на реализации основного действия.

Подготовленная работа перед списыванием очень велика, но она необходима. Главная цель такой работы – «разжечь» интерес к познанию; дети должны уяснить, что всякому явлению есть объяснение. Не нужно бояться, что они что-то не поймут и не осознают. Это только пропедевтика для основного процесса – списывания. Интуитивное восприятие даст свой положительный результат в деле равития орфографической зоркости и речевых навыков позже.

Языковые явления запечатлеваются в памяти ребенка и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом. Воспроизведение одних из них влечет за собой воспроизводство других.

Вследствие частых повторений дети учатся прислушиваться, всматриваться чувствовать слово, вникать в значение предложений и целой словесной зарисовки, начинают воспринимать действительность более ярко и образно. Зрительное, слуховое и кинетическое восприятие формирует и создает в сознании ребенка «твердый зрительный образ: эмоциональный, лексический и синтаксический». При этом списывание дополнительно дает возможность детям ощутить «руками» богатство родного языка.

Обучая графике, нельзя забывать о правильности произношения, т.к. при проговаривании про себя учащиеся часто искажают звуки, произносят нечетко и смазано, а иногда и «скрадывают» их. Без работы над дикцией не может быть правильного превращения звуков в буквы. Эта работа необходима для развития фонематического слуха.

Нельзя забывать и о навыке выразительного чтения. «Выразительное чтение предваряет разбор произведения и является основным ключом к пониманию его содержания. Выразительное чтеие ученика заключает процесс разбора, подытоживает анализ, практически реализует понимание и истолкование текста» (М. Рыбникова).

Следовательно, через слух, зрение, проговаривание, мышцы, чувства у детей постепенно воспитывается языковая интуиция, желание грамотно и красиво писать.

Работа с текстом состоит из следующих этапов:

  • лексико-грамматического анализа;
  • фонетического анализа;
  • выразительного чтения;
  • списывания.

Некоторые задания состоят только из одного текста для списывания и предполагают самостоятельную предварительную работу с ним.

После комплексного анализа и выразительного чтения ребенок переходит к списыванию текста. В данный момент детям следует дать полную свободу для творческой реализации конечной цели. Они должны настроиться на слаженную работу руки, глаз, мышления и памяти. Главное – чтобы у ребенка не было страха перед незнакомым текстом, чтобы он мог заставить активно работать зрительную, слуховую и моторную память, найти свой путь письма; это и называется гармонией души и тела. В результате длительных организованных упражнений  зрительный контроль за выполнением движений руки заменяется мускульным, письмо протекает само по себе.

Если не отработать совмещение элементов навыка в одном действии, то дети, сосредоточив все внимание на решении ближайшей задачи, забывают о второй. Соблюдение последовательности действий на начальном этапе снимет потом трудность совмещения всех мелких действий в одно целое, в один сложный процесс.

При усвоении орфографии дети впервые сталкиваются со сложной мыслительной деятельностью, основанной на правилах. Речевого опыта еще у детей недостаточно, «языковое мышление» не развито, а без анализа не может быть осмысленного восприятия. Мышление помогает осознавать неизвестное, затем неосознанная информация путем мыслительных операций переходит в сознательную деятельность.

Правописание безударных гласных в корне слова усваивается на основе состава слова и на различии ударных и безударных гласных.

Безударные гласные встречаются в каждом слове, в котором больше одного слога. Значит, в каждом таком слове можно сделать ошибку на безударную гласную.

Безударную гласную всегда надо быстро узнавать, чтобы чувствовать, в каком месте подстерегает ошибка. Поэтому не оставляйте тренировку в различении ударных и безударных гласных до тех пор, пока дети не научатся узнавать их без труда.

Чтобы усвоит правила правописания корней, приставок и суффиксов, следует тренироваться в разборе слова по составу. Научить ребенка правописанию безударных гласных в корне – значит научить быстро находить проверочное слово: подбирать однокоренные слова или изменять их форму.

Поэтому на начальном этапе обучения родному языку следует сначала научить учащихся распознать орфограммы в «чистом» виде, без грамматических заданий. Орфографический навык у детей семи-восьми лет формируется главным образом на основе зрительной и мышечной памяти.

То множество написаний и правил, которое пугает всех и кажется недоступным для усвоения, на самом деле легко классифицируется в сознании детей, если будет воспитана языковая интуиция и отработан навык техники письма.

Списыванию начинаю обучать с первых уроков букварного периода. Сначала дети списывают письменные начертания букв, затем – печатные, потом ввожу списывание слогов, слов, коротких предложений, небольшие тексты. Когда начинаем работу над предложением и текстом, то сначала дети прочитывает текст орфографически,  разбираем «опасные места»,  повторно прочитываем, и только потом учащиеся записывают текст или предложение с последующей проверкой.

Кроме различных видов списывания провожу зрительные диктанты. Начинаю работу с группы слов, затем коротких предложений, небольших текстов. Время экспозиции зависит от сложности заданий. Такие диктанты с одним и тем же текстом провожу в течении недели, прорабатывая каждый раз при проверке допущенные ошибки. Время экспозиции ежедневно сокращается. Например:

Карточка №1.

  1. Апрель.
  2. Пришла весна.
  3. Тает снег.
  4. Текут ручьи.

Постепенно тексты усложняются  путем распространения этих предложений или даются другие тексты. Вначале экспозиция проводится частями, а затем дается полностью текст.

При ознакомлении с трудными словами или со словами с непроверяемыми орфограммами важно, чтобы работа над смыслом и звуковым анализом его предшествовала показу написания этого слова на карточке или доске. В этом случае нельзя забывать и об упражнениях в подборе однокоренных слов, которые необходимо ввести как с целью организации наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах, так и с целью обогащения словарного запаса учеников. Познакомить учащихся с изучаемым словом желательно в начальной части урока, для того чтобы в дальнейшем включить его в упражнения.

Приведу пример одного из вариантов выбора последовательности работы учителя и учащихся при ознакомлении с правописанием изучаемого слова.

1. Предлагаю детям рассмотреть карточку-картинку с изображением предмета (например, березы, машины, собаки и др.). Ученики называют предмет словом, осознают его значение. Можно избрать и другой вариант начала работы над словом: учитель читает загадку, а ребята отгадывают ее и объясняют отгадку к загадке. Изучаемое слово может быть и выделено из текста, написанного, например, на доске или воспринятого учащимися на слух.

2. Учащиеся произносят рассматриваемое слово, определяют место ударения в нем, указывают количество слогов, произносят по порядку все звуки.

3. На наборное полотно ставится карточка с написанным на ней словом. Ученики читают его орфографически, устанавливают разницу в произношении и написании.

4. Предлагаю решить орфографические задачи: какую букву в слове надо проверять при письме и почему? Как проверить эту букву? Можно ли проверить написание буквы путем подбора проверочного слова? Затем учащиеся записывают в тетрадь, ставят знак ударения, выделяют гласную. (согласную), которую надо при письме запомнить.

5. Под моим руководством дети подбирают к изучаемому слову однокоренные слова. Подбор однокоренных слов сочетается с элементарным лексическим анализом. На доске карточки, на которых написаны однокоренные слова. Проводится наблюдение над единообразным написанием в них корня и запись их в тетрадь.

6. С любым из однокоренных слов дети составляют предложение.

Работа над написанием трудного слова не заканчивается на одном уроке, а продолжается на последующих. Можно всегда найти возможность предложить ученикам написать нужное слово, осмыслить его, составить с ним словосочетания и предложения. К числу словарно-орфографических упражнений следует выделить следующие:

1) упражнения типа грамматического разбора (к ним можно отнести различные виды списывания и диктовки, сопровождаемые объяснением и доказательством правильности выполненной работы);

2) лексические упражнения, направленные на развитие у детей внимания к слову, наблюдения над синонимами, антонимами, многозначностью слов, фразеологическими сочетаниями;

3) упражнения в конструировании словосочетаний и предложений;

4) упражнения по развитию речи детей и др.

Работа над трудными словами может быть продолжена на внеклассных занятиях по русскому языку. Такие занятия непродолжительны, и формы их многообразны. Знакомить на таких занятиях с этимологией слов, их происхождением. Например:

Карандаш. В этом слове тюркское кара является в своем обычном значении – «черный». Даш (таш) тоже тюркское слово, значение «камень»; очевидно, карандаш некогда понималось как «черный камень» - графит. (По Л. Успенчкому).

Лопата. В старину существовало слово лоп, означающее «плоское расширение, лист». От этого слова образованы такие слова, как лопух, лопасть, лопоухий. Лопух – большой лист. Лопата, лопасть имеют, так же как и лопух, широкую поверхность. Лопоухий означает «имеющий большие оттопыренные уши». Большие оттопыренные уши как бы напоминают листы лопуха, поэтому собаку с такими ушами зовут лопоухой. (По Л. Успенскому).

Ознакомление детей с этимологией слова способствует не только развитию внимания к языку, но и орфографической зоркости.

Большое значение для развития орфографической зоркости имеют объяснительные диктанты, комментированное письмо, орфографические диктанты, словарные и графические диктанты.

Часто на своих уроках я использую опорные схемы и таблицы, которые помогают разобратьи запомнить правило орфографии. Зрительно учащиеся лучше запоминают такие правила, определения. Например:

Знакомство с правописанием гласной после шипящих –

Ш              Ч              Ч

И А У

Ж             Щ             Щ

Правописание безударных гласных легче усваивается учащимися на основе состава слова и на различии ударных и безударных гласных. А чтобы ученики лучше усвоили правила правописания корней, приставок и суффиксов, следует тренироваться в разборе слов по составу. Следовательно. чтобы дети смогли писать грамотно, надо в самом начале обучения русскому языку учить их находить и распознавать орфограммы в словах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. И.Н. Садовникова. Нарушение письменной речи младших школьников. – М., 1983.
  2. Л.Г. Парамонова. Правописание шаг за шагом. – С.П., 1998.
  3. В.П. Канакина. Работа над трудными словами. – М., 1991.
  4. В.К. Павлюк. Научим ребенка писать грамотно. – Самара., 2005.

 

Вложения:
Скачать этот файл (Формирование орфографической зоркости в начальной школе.doc)Текст статьи[ ]76 Kb
 

Добавить комментарий

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- загружать, публиковать, передавать, иным образом доводить до всеобщего сведения (далее - размещать) любую информацию, которая содержит угрозы, дискредитирует или оскорбляет других пользователей или третьих лиц, является вульгарной, непристойной, носит мошеннический характер, посягает на личные или публичные интересы, пропагандирует расовую, религиозную, этническую ненависть или вражду, любую иную информацию, нарушающую охраняемые законом права человека и гражданина;
- размещать любую коммерческую рекламу, коммерческие предложения, агитационные материалы, распространять спам, сообщения-цепочки (сообщения, требующие их передачи одному или нескольким пользователям), схемы финансовых пирамид или призывы в них участвовать, любую другую навязчивую информацию;
- размещать домашние адреса, номера телефонов, адреса электронной почты, паспортные данные и прочую личную информацию любых третьих лиц без их личного согласия на такие действия;
- описывать или пропагандировать преступную деятельность, размещать инструкции или руководства по совершению преступных действий;
- размещать любую информацию, нарушающую исключительные права третьих лиц на объекты интеллектуальной собственности;
- размещать любую другую информацию, которая, по личному мнению Администрации, является нежелательной, не соответствует целям создания Сайта, ущемляет интересы пользователей или по другим причинам является нежелательной для размещения на Сайте.
Администрация оставляет за собой право по своему собственному усмотрению удалять любую публикуемую Вами информацию, нарушающую установленные запреты.


Защитный код
Обновить

Поиск

Контакты

Адрес редакции:

125222, г. Москва, a/я 8,

ООО «ИГ «Основа»

www.e-osnova.ru

e-mail: RU.teacherjournal@yandex.ru

Счетчики



Новый сайт

Уважаемые пользователи и гости сайта .


Мы подготовили для вас новый, яркий и удобный сайт на котором вы сможете не только рассказывать о свои разработки уроков и заказать сертификаты, но и с пользой провести время со своими друзьями и коллегами в социальной сети или на форуме, обновленный вид комментариев и прочие интересные возможности. Мы только запустили этот проект, успейте пройти регистрацию в числе первых и Вы сможете получить уникальное и красивое ссылку на свой профиль.


http://new.teacherjournal.ru/


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ

Коллеги, специально для вас Издательская группа «Основа» выпускает практические журналы для учителей-предметников, воспитателей и администрации школы.

Выписывайте и читайте свои профессиональные журналы как в бумажном так и электронном виде. Подписка по редакционной цене на сайте http://www.e-osnova.ru/

КОНКУРСЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Приглашаем принять участие во всероссийских конкурсах «Творческий учитель» и «Творческий воспитатель» от Издательской группы «Основа». Присылайте свои авторские работы и получите бесплатно диплом за участие в конкурсе. Лучшие работы будут опубликованы во Всероссийских журналах Издательской группы «Основа».

Подробнее о конкурсах «Творческий учитель» и «Творческий воспитатель».


© 2012 Издательская группа "Основа"

© 2016 Учительский журнал он-лайн. Все права защищены.
Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.

Редакция портала «Учительский журнал он-лайн» может не разделять точку зрения автора и пользователей портала, которые высказываются в форме комментариев к статьям, сообщений на форуме и т.д. Авторы публикаций несут ответственность за достоверность фактов, цитат, собственных имен. Материалы публикуются в авторском варианте, иллюстрации, пунктуация и лексика авторские. Претензии не принимаются. Материалы не рецензируются.

«Учительский журнал он-лайн» (свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-42343 от 20.10.10)