Учительский журнал он-лайн

 

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Печать

Качество образования  в широком смысле включает множество составляющих, и говорить о его улучшении можно только тогда, когда образование позволяет сберечь и улучшить здоровье, а не растратить его из-за чрезмерных учебных нагрузок, неудовлетворительных условий обучения, некомфортного психологического климата, в целом, неблагоприятной образовательной среды

Здоровье – это полное благополучие и физическое, и душевное, и социальное, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Физическое - это состояние человека, которое характеризуется  совершенством саморегуляции функций организма, гармонией физических процессов, максимальной адаптацией к различным факторам внешней среды.

Психическое - это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.

Социальное - это мера социальной активности, деятельное отношение человека к миру.

За последнее десятилетие (1995 – 2005 гг.) численность детского населения в России уменьшилась на 5 млн., уровень детской инвалидности вырос на 30%. Еще до школы половина детей имеет отклонения в состоянии здоровья, в школу приходят 20% детей с хроническими заболеваниями. Среди выпускников школ не остается ни одного здорового учащегося.

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяется средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т. к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к внешним (экзогенным) факторам окружающей среды.

Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер. Большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т. е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

Умственная работоспособность приводит к усталости или утомлению. Усталость возникает от монотонной и однообразной деятельности, а утомление от длительной работы (трудно, но интересно), работы, превышающей индивидуальные возможности ребенка (по продолжительности и по трудности), отсутствия необходимого по времени отдыха.

Усталость проявляется в снижении работоспособности, снижении объема памяти, ослаблении внимания, двигательном беспокойстве, отвлечениях. В этом случае ребенка надо заинтересовать и вернуть к продуктивной деятельности.

Утомление проявляется в снижении работоспособности, снижении объема памяти, ослаблении внимания, двигательном беспокойстве, отвлечениях + учащении или замедлении пульса, повышении или понижении АД, частоты дыхания, покраснении или побледнении кожного покрова, влажности ладоней, усилении слюноотделения или сухости во рту. В таком случае учащемуся необходим отдых.

Психофизиологической основой организации учебно-воспитательного процесса является динамика умственной работоспособности. Факторы, влияющие на работоспособность, бывают:

  • физиологические (возраст, пол, состояние здоровья, особенности ВНД);
  • психические (самочувствие, настроение, воздействие (поощрение, порицание, указание, призыв), мотивация, эмоции, заинтересованность);
  • организация и условия УВП (продолжительность уроков, перемен, утомительность уроков, количество уроков в день, продолжительность учебной недели, воздушно-тепловой режим в классном помещении, освещенность рабочего места, соответствие размера мебели росту ребенка).

Виды нагрузок при обучении в школе:

  • умственная (связана с затратами энергии на мыслительные процессы, при приобретении знаний )
  • динамическая (как правило недостаточно, что приводит к гиподинамии)
  • статическая (связана с необходимостью длительное время удерживать вынужденное положение тела во время учебных занятий) - очень тяжела для младших школьников.

Для учащихся 1-2 классов длительное статическое напряжение (более 30 мин.) приводит к нарушению подвижности основных нервных процессов (мышление, память, моторика и д.р.), снижению умственной работоспособности, падению уровня насыщения артериальной крови кислородом, к длительному восстановительному периоду вегетативных функций (АД, пульс, ЧД и д.р.).

Вывод: продолжительность наиболее эффективной непрерывной работы составляет 20-25 минут.

Основы организации успешного обучения младших школьников:

  • Учет особенностей организации деятельности детей седьмого года жизни;
  • Фиксирование внимания на положительных проявлениях ученика;
  • Учет индивидуальных особенностей ребенка;
  • Предоставление детям разных по сложности учебных заданий (в соответствии с их индивидуальными особенностями);
  • Учет структуры индивидуального интеллекта при планировании обучения;
  • Положительная установка на учащихся;
  • Проявление эмоциональной отзывчивости;
  • Привлечение учащихся к принятию решений;
  • Развитие самостоятельности и активности учеников;
  • Адекватная оценка возможностей учащихся, их успехов и неудач;
  • Четкий и краткий инструктаж, предоставление алгоритмов действий;
  • Использование иронии, шутки в воспитательных целях.

Причины неуспешности обучения:

  • Несоответствие требование педагога и программы индивидуальным особенностям ребенка
  • Несоответствие учебно-познавательных возможностей ребенка его психофизиологическим возможностям
  • Нарушение основных режимных моментов: продолжительность сна, прогулок, время выполнения домашних заданий.

«Ленивых детей не бывает. Ребенок отказывается от деятельности либо потому, что ему не интересно, либо потому, что он не здоров (трудно).» П.М.Ивановский

На здоровье (психическое и физическое) оказывают влияние:

  • Негативное взаимоотношение в системах:

«Учитель-ученик» «Ученик-ученик»;

  • Не соответствие требований возможностям ребенка;
  • Не знание индивидуальных особенностей ребенка;
  • Не соответствие учебно-познавательных возможностей ребенка его психофизиологическим возможностям.

Также существуют и другие трудности обучения. Они бывают специфические и  неспецифические. К специфическим трудностям относится недостаточная сформированность слухового восприятия, зрительного восприятия, зрительной памяти, зрительно-пространственного восприятия, координации движений и зрительно-моторных координаций, речевого развития, звукобуквенного анализа, артикуляции, фонетико-фонематического восприятия, трудности вербально-логического мышления и недостаточная зрелость коры головного мозга.

К неспецифическим трудностям относятся педагогические недоработки: недостатки методики обучения: опора на механическое копирование (преобладание репродуктивного вида деятельности), отсутствие учета индивидуальных факторов: утомления, функционального напряжения, низкой неустойчивой работоспособности, форсирование темпа обучения, что приводит к неправильному положению ручки и механическому чтению.

Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка: биологический и паспортный возраст, состояние здоровья, темп деятельности и тип восприятия.

Биологический возраст:

  • определяется совокупностью обменных, структурных процессов, морфологических особенностей и зависит от индивидуального темпа роста и развития организма;
  • это уровень функционального и психического развития организма, который сравним со средними возрастными характеристиками группы и для которого поведение ребенка в социальной, познавательной и физической областях считается характерным для данного возраста;
  • может отставать от паспортного возраста на 1-1,5 года.

Для организации успешной образовательной деятельности необходимо знать, сколькими возрастными подгруппами представлен классный коллектив.

Возможность успешного продвижения школьника на этапе преемственности начальной и средней школ зависит от его способности успешно адаптироваться к изменениям условий обучения.

  • Обучение становится предметным.
  • Появляются разные учителя.
  • Противоречивые стили и требования учителей.

Ребенку необходимо умение гармонично интегрировать свои переживания, формировать целостную самооценку.

В этот период закладывается потенциал дальнейшего развития личности. Здесь важны три условия:

  1. - комплексное психолого-медико-педагогическое  воздействий, которое позволяет
  • решить проблемы нарушений в развитии,
  • раскрепостить учащихся,
  • создать у них мотивацию саморазвития,
  • обеспечить благоприятные условия раскрытия их  способностей и возможности самореализации в процессе обучения и социальных взаимодействий;

2. - создание системы взаимодействий между учениками, учителями и родителями

3. - сотрудничество всех участников образовательного процесса и участие их в реализации здоровьесберегающих технологий.

Воспитательные цели здоровьесберегающих технологий – это формирование ценностного отношения к своему здоровью и формирование потребности в здоровом образе жизни.

Здоровьесберегающие задачи урока:

  • Личностная ориентированность;
  • Психологическая безопасность;
  • Гигиеническая обоснованность;
  • Профилактическая направленность;
  • Направленность на формирование ценности здоровья и ЗОЖ.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии в образовании это

система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Возникает необходимость включения в урок профилактических приемов:

  • Создание положительного настроя;
  • Применение приемов психологической разгрузки;
  • Применение приемов разгрузки органа зрения;
  • Включение в урок блоков и комплексов динамических нагрузок;
  • Увеличение двигательной активности учащихся за счет применения интерактивных педагогических технологий.

Физиологические базовые потребности

 

Факторы риска

школьного урока

Здоровьесберегающая

деятельность учителя

  • · перегрузка

 

 

 

 

  • · гиподинамия

 

 

  • · неудовлетворительное состояние школьной среды
  • · рациональное чередование учебной нагрузки
  • · включение в урок приемов психологической разгрузки

 

  • · включение в урок динамических нагрузок

 

 

  • · соблюдение требований СанПин к состоянию учебных помещений

Необходимость соблюдения гигиенических требований к учебному помещению:

  • санитарное состояние кабинета (освещенность, воздушно-тепловой режим);
  • состояние школьной  мебели;
  • обеспечение эстетического комфорта предметно-пространственной среды.

Обязательными направлениями здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений являются:

  1. рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями;
  2. рациональная организация двигательной активности учащихся, включающая предусмотренные программой уроки физкультуры, динамические перемены и активные паузы в режиме дня, а также спортивно-массовую работу;
  3. организация рационального питания учащихся;
  4. система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Без выполнения этого комплекса мер по охране и укреплению здоровья любые другие мероприятия не окажут должного эффекта здоровьесбережения. (из приложения к письму Минобразования России от 26 августа 2002 г. № 13-51-104/13 за подписью Заместителя Министра Е.Е.Чепурных).

Здоровьесберегающая деятельность педагога обеспечивает возможность сохранить и укрепить как здоровье учащихся, так и свое собственное здоровье.

Здоровья и удачи вам и вашим ученикам!

 

Добавить комментарий

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- загружать, публиковать, передавать, иным образом доводить до всеобщего сведения (далее - размещать) любую информацию, которая содержит угрозы, дискредитирует или оскорбляет других пользователей или третьих лиц, является вульгарной, непристойной, носит мошеннический характер, посягает на личные или публичные интересы, пропагандирует расовую, религиозную, этническую ненависть или вражду, любую иную информацию, нарушающую охраняемые законом права человека и гражданина;
- размещать любую коммерческую рекламу, коммерческие предложения, агитационные материалы, распространять спам, сообщения-цепочки (сообщения, требующие их передачи одному или нескольким пользователям), схемы финансовых пирамид или призывы в них участвовать, любую другую навязчивую информацию;
- размещать домашние адреса, номера телефонов, адреса электронной почты, паспортные данные и прочую личную информацию любых третьих лиц без их личного согласия на такие действия;
- описывать или пропагандировать преступную деятельность, размещать инструкции или руководства по совершению преступных действий;
- размещать любую информацию, нарушающую исключительные права третьих лиц на объекты интеллектуальной собственности;
- размещать любую другую информацию, которая, по личному мнению Администрации, является нежелательной, не соответствует целям создания Сайта, ущемляет интересы пользователей или по другим причинам является нежелательной для размещения на Сайте.
Администрация оставляет за собой право по своему собственному усмотрению удалять любую публикуемую Вами информацию, нарушающую установленные запреты.


Защитный код
Обновить

Поиск

Контакты

Адрес редакции:

125222, г. Москва, a/я 8,

ООО «ИГ «Основа»

www.e-osnova.ru

e-mail: RU.teacherjournal@yandex.ru

Счетчики



Новый сайт

Уважаемые пользователи и гости сайта .


Мы подготовили для вас новый, яркий и удобный сайт на котором вы сможете не только рассказывать о свои разработки уроков и заказать сертификаты, но и с пользой провести время со своими друзьями и коллегами в социальной сети или на форуме, обновленный вид комментариев и прочие интересные возможности. Мы только запустили этот проект, успейте пройти регистрацию в числе первых и Вы сможете получить уникальное и красивое ссылку на свой профиль.


http://new.teacherjournal.ru/


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ

Коллеги, специально для вас Издательская группа «Основа» выпускает практические журналы для учителей-предметников, воспитателей и администрации школы.

Выписывайте и читайте свои профессиональные журналы как в бумажном так и электронном виде. Подписка по редакционной цене на сайте http://www.e-osnova.ru/

КОНКУРСЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Приглашаем принять участие во всероссийских конкурсах «Творческий учитель» и «Творческий воспитатель» от Издательской группы «Основа». Присылайте свои авторские работы и получите бесплатно диплом за участие в конкурсе. Лучшие работы будут опубликованы во Всероссийских журналах Издательской группы «Основа».

Подробнее о конкурсах «Творческий учитель» и «Творческий воспитатель».


© 2012 Издательская группа "Основа"

© 2016 Учительский журнал он-лайн. Все права защищены.
Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.

Редакция портала «Учительский журнал он-лайн» может не разделять точку зрения автора и пользователей портала, которые высказываются в форме комментариев к статьям, сообщений на форуме и т.д. Авторы публикаций несут ответственность за достоверность фактов, цитат, собственных имен. Материалы публикуются в авторском варианте, иллюстрации, пунктуация и лексика авторские. Претензии не принимаются. Материалы не рецензируются.

«Учительский журнал он-лайн» (свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-42343 от 20.10.10)