Учительский журнал он-лайн

 

«Плох тот ученик…»

Печать

Денисенко Людмила Андреевна,

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория,

ГОУ СОШ №483, Выборгского района,

г.  Санкт-Петербурга

«Плох тот ученик…»

Желание написать у меня возникло после случайно услышанной истории. Суть истории такова: девятиклассник, по словам учителя, лучше всех в классе знает английский язык, но педагог ставит ему «хорошо», так как считает, что «лучше ее предмет никто из учеников знать не может». Сразу вспомнились слова Леонардо да Винчи: «Плох тот ученик, который не превосходит учителя». Да, это выражение можно понимать по-разному.

С одной стороны, ученик не может и не должен так думать. Для того чтобы суметь научиться, ученик обязан воспринимать учителя как идеал. Подтверждение – восточное отношение к учителю: хороший учитель уподобляется идолу. Для постижения знаний ученику надлежит принимать их как первоистину, не подвергая сомнению. Апогеем обучения является достижения уровня учителя, а даже мысль превзойти его – считается преступлением. Казалось бы, у общества с таким мировоззрением нет будущего, оно должно остановиться в своем развитии. Однако это не так: потому что хороший учитель сам никогда не останавливается на достигнутом – и, уча, учится у коллег, наставников и даже «учиться дозволено у врага» (Овидий).

С другой стороны, ученик не просто должен, а обязан превзойти своего учителя. Ведь учитель отдает знания в границах и рамках своего времени. Если ученик сможет перешагнуть временной рубикон, он достигнет больших знаний и умений. Грамотный учитель сам подтолкнет ученика к стремлению вперед, позволит шагнуть в новое поколение – в этом его будущее, будущее общества, будущее науки.

Таким образом, два разночтения одного выражения объединились: ученик, получающий воспитание и образование у педагога, должен обладать внутренней уверенностью в том, что он есть, должен быть и не может быть иным.

Поставила точку, вдруг в памяти возникло еще одно изречение «… что весьма полезно и нам самим учиться у детей». Я решила последовать совету М. Горького, попросив учеников обсудить проблему, которая заинтересовала меня. Работы учеников оказались еще более емкими и яркими, чем мои рассуждения. Судите сами:

-        «…неинтересно, когда учитель рассказывает, а нам нечего добавить или поспорить с ним» (А. Наказненко, 6 «в»);

-        «…ученик должен знать больше, чем ему рассказывает учитель, так как должен поражать учителя своими знаниями» (В. Пахмутов, 8 «в»);

-        «…ученик знает, что-нибудь на среднем уровне, его будут считать обычным, как и всех остальных. Если он стремится превосходить учителя, то не заметить его трудно» (К. Голубева, 6 «в»);

-        «…чтобы превзойти учителя, сначала надо превзойти себя. Не каждый может победить свою лень и нерадивость…» (И. Мирджамолов, 11 «а»);

-        «…если ученик не будет становиться лучше, то следующее поколение тоже не будет совершенствоваться, следовательно, развитие человечества остановится» (Ю. Жабыко, 11 «а»);

-        «…но превосходство ученика над учителем, также тяжелый труд и для самого учителя: он должен привить любовь к своему предмету, дав понять, что его предмет важен» (А. Завьялова, 8 «в»);

-        «…либо ученик не был прилежным, либо учитель плохо выполнял свои обязанности» (А. Стреляева, 11 «а»);

-        «…что представляет собой учитель, как относится к своей работе и к ученикам» (К. Сергеева, 11 «а»);

-        «…честь и хвала тому учителю, которого превзошел ученик, благодаря таким учителям появляются великолепные ученые, писатели…, тем самым прославляя себя и своего учителя» (Л. Васильева, 11 «а»).

Подводя итог, хочется надеяться, что суждения учеников для нас, учителей, будут поучительны. Я думаю, наверное, пора избавить учителя от обязанности всезнающего оракула.

 

Добавить комментарий

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- загружать, публиковать, передавать, иным образом доводить до всеобщего сведения (далее - размещать) любую информацию, которая содержит угрозы, дискредитирует или оскорбляет других пользователей или третьих лиц, является вульгарной, непристойной, носит мошеннический характер, посягает на личные или публичные интересы, пропагандирует расовую, религиозную, этническую ненависть или вражду, любую иную информацию, нарушающую охраняемые законом права человека и гражданина;
- размещать любую коммерческую рекламу, коммерческие предложения, агитационные материалы, распространять спам, сообщения-цепочки (сообщения, требующие их передачи одному или нескольким пользователям), схемы финансовых пирамид или призывы в них участвовать, любую другую навязчивую информацию;
- размещать домашние адреса, номера телефонов, адреса электронной почты, паспортные данные и прочую личную информацию любых третьих лиц без их личного согласия на такие действия;
- описывать или пропагандировать преступную деятельность, размещать инструкции или руководства по совершению преступных действий;
- размещать любую информацию, нарушающую исключительные права третьих лиц на объекты интеллектуальной собственности;
- размещать любую другую информацию, которая, по личному мнению Администрации, является нежелательной, не соответствует целям создания Сайта, ущемляет интересы пользователей или по другим причинам является нежелательной для размещения на Сайте.
Администрация оставляет за собой право по своему собственному усмотрению удалять любую публикуемую Вами информацию, нарушающую установленные запреты.


Защитный код
Обновить

Поиск

Контакты

Адрес редакции:

125222, г. Москва, a/я 8,

ООО «ИГ «Основа»

www.e-osnova.ru

e-mail: RU.teacherjournal@yandex.ru

Счетчики



Новый сайт

Уважаемые пользователи и гости сайта .


Мы подготовили для вас новый, яркий и удобный сайт на котором вы сможете не только рассказывать о свои разработки уроков и заказать сертификаты, но и с пользой провести время со своими друзьями и коллегами в социальной сети или на форуме, обновленный вид комментариев и прочие интересные возможности. Мы только запустили этот проект, успейте пройти регистрацию в числе первых и Вы сможете получить уникальное и красивое ссылку на свой профиль.


http://new.teacherjournal.ru/


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ

Коллеги, специально для вас Издательская группа «Основа» выпускает практические журналы для учителей-предметников, воспитателей и администрации школы.

Выписывайте и читайте свои профессиональные журналы как в бумажном так и электронном виде. Подписка по редакционной цене на сайте http://www.e-osnova.ru/

КОНКУРСЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Приглашаем принять участие во всероссийских конкурсах «Творческий учитель» и «Творческий воспитатель» от Издательской группы «Основа». Присылайте свои авторские работы и получите бесплатно диплом за участие в конкурсе. Лучшие работы будут опубликованы во Всероссийских журналах Издательской группы «Основа».

Подробнее о конкурсах «Творческий учитель» и «Творческий воспитатель».


© 2012 Издательская группа "Основа"

© 2016 Учительский журнал он-лайн. Все права защищены.
Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.

Редакция портала «Учительский журнал он-лайн» может не разделять точку зрения автора и пользователей портала, которые высказываются в форме комментариев к статьям, сообщений на форуме и т.д. Авторы публикаций несут ответственность за достоверность фактов, цитат, собственных имен. Материалы публикуются в авторском варианте, иллюстрации, пунктуация и лексика авторские. Претензии не принимаются. Материалы не рецензируются.

«Учительский журнал он-лайн» (свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-42343 от 20.10.10)