Учительский журнал он-лайн

 

Важнейшие классы неорганических соединений

Печать

Конспект урока

с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Предмет: Химия, урок-повторение.

Форма урока: Беседа с элементами исследовательской и самостоятельной работы учеников, работа у доски, индивидуальная, групповая работа, выполнение лабораторных опытов.

Тема урока «Важнейшие классы неорганических соединений: оксиды, кислоты, основания, соли»

Класс: 8

Технологии: Компьютер, проектор, интерактивная доска.

Девиз урока: «Повторение – мать учения».

Цели урока: Обучающая. Повторение, углубление и обобщение сведений об основных классах неорганических соединений: построение названий соединений, классификация.

Развивающая. Развитие «химического» мышления, умения использовать терминологию, ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать информацию.

Воспитывающая. Формирование интереса к учению, стремления добиваться успеха в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, создание положительной психологической атмосферы, воспитание чувства взаимного уважения между ребятами для максимального раскрытия их способностей на уроке.

Оборудование и реактивы: На столах учеников: опорные схемы (оксиды, кислоты, основания), дидактические карточки с заданиями, пробирки с реактивами: индикаторная бумага, пронумерованные пробирки (1, 2, кислота, основание).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент, вступительное слово учителя о целях урока

Итак, ребята, на предыдущих уроках химии мы подробно разбирали состав и свойства неорганических соединений различных классов.

На доске записана тема (Слайд 1.): «Важнейшие классы неорганических соединений»

Учитель. Целью сегодняшнего урока является повторение и обобщение знаний по этой теме в занимательной форме.

Ребята, если вы обратили внимание на доску, то, наверное, заметили, что от названия темы вниз идут четыре стрелки. Пустые места под стрелками мы будем заполнять по мере отгадывания загадок.

Загадки:

«Их получают путем горения
Или сложных веществ разложения.
В них два элемента, один – кислород.
Я отнесу к ним и известь, и лед».
Какие это вещества?

(Ответ: Оксиды.)

«Они имеют кислый вкус.
В них изменяет цвет лакмус.
с фиолетового на красный».

(Ответ: Кислоты.)

«В каких веществах у фенолфталеина
Бывает не жизнь, а сплошная малина?»

(Ответ: Щелочи.)

«Хлориды и нитраты,
Сульфаты, карбонаты
Я без труда и боли
Объединю в класс...»

(Ответ: Соли.)

2. Повторение оксидов

Учитель. Ребята, к нам в гости напрашивается одно вещество. Вы должны отгадать, кто это? (Слайд 2.)

Сценка «Кто я?»

Я у древних химиков самым главным веществом считалась. «Начало всех начал», – говорил греческий ученый Фалес, живший в VI в. до н.э. и утверждавший, что окружающий мир возник из меня – «первичной материи». Я в древности считалась матерью жизни и смерти. Мне поклонялись, а по преданиям древней Руси во мне жили русалки и водяные.

Я у древних народов Азии в прошлом служила причиной войн и борьбы.

Я являюсь вечным двигателем, который не ломается, не ржавеет, не горит, не гниет и никем не уничтожается. Кто я?                                                                     (Ответ: Вода.)

Учитель. (Слайд 3.) К какому классу веществ относится вода?

Какие вещества называются оксидами?

Самостоятельная работа

«Крестики нолики»

Выигрышный путь в обоих случаях составляют формулы оксидов. (После завершения работы – устная проверка ответов). Карточки с заданиями можно раздать каждому ученику, используя Слайд 4 можно проверить ответы.

Карточка № 1                           Карточка № 2

HNO3

SO2

SO3

CO2

CuO

MgO

O2

NaOH

ZnSO4

 

KClO3

ZnO

Na2O

NaOH

SO2

H2SO4

Cu(OH)2

N2O3

CO2

 

3. Повторение оснований

Если в формуле заметишь –
Впереди металл стоит
И своей ОН-подвеской
Как большим хвостом вертит, 
Ты не думая ответишь:
«Знаю, это – гидроксид».
Но гидроксид – начало названия,
А класс веществ – основания.

Учитель. Какие вещества называются основаниями?

Вспомните классификацию оснований (Слайд 5.).

Учитель: Давайте посмотрим видео «Взаимодействие щелочей с индикаторами»

(Слайд 6.).

Самостоятельная работа

Из предложенного списка веществ выбрать основания и отдельно расположить щелочи и нерастворимые основания.

Карточка № 3

NaOH, HCl, LiOH, Cu(OH)2, H2SO4, Fe(OH)3, CaO, CO2, Ca(OH)2, Al(OH)3.

KОН, H2SO4, Ba(OH)2, Fe(OH)2, CuO, SO2, Zn(OH)2, Pb(OH)2, Al2O3, HNO3.

Ученики вместе с учителем проверяют правильность выполнения работы (Слайд 8).

4. Повторение свойств кислот и солей

Учитель. Дайте определение кислотам. Как классифицируются кислоты? (Схема 2; таблица) (Слайд 9)

Кислотами называются вещества, состоящие из атомов Н и кислотных остатков.

Солями называются вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков.

Название кислоты

Формула кислоты

Кислотный остаток

Название солей

Формула соли

Соляная

HCl

Cl

Хлорид

NaCl

Азотная

HNO3

NO3

Нитрат

NaNO3

Серная

H2SO4

SO4

Сульфат

Na2SO4

Угольная

H2CO3

CO3

Карбонат

Na2CO3

Кремниевая

H2SiO3

SiO3

Силикат

Na2SiO3

Сернистая

H2SO3

SO3

Сульфит

Na2SO3

Фосфорная

H3PO4

PO4

Фосфат

Na3PO4

Сероводородная

H2S

S

Сульфид

Na2S

Самостоятельная работа

Из предложенной таблицы, составить формулы солей и дать им названия (Для вывода данного задания на Слайде 9 нажимаем слово «Соли» подключается задание. Для проверки формулы соли один раз щелкаем в соответствующей клетке, для проверки названия щелкаем второй раз).

Учитель: Давайте посмотрим видео «Взаимодействие кислот с индикаторами» (Слайд 10).

Учитель: Проведем небольшую исследовательскую работу. Перед вами две пронумерованные пробирки. Вам надо определить, в какой пробирке находится кислота.

Пока ученики делают практическую работу, один ученик выходит к доске и решает ребус по технике безопасности (для вывода этого ребуса, в Презентации нажимаем ТБ).

Схема 3

 

Ученики вместе с учителем проверяют правильность выполнения работы (Слайд 11).

Учитель. Ребята, немного прервемся и послушаем в вашем исполнении стихотворную пьесу «Суд над кислотой».

Ученики декламируют заранее подготовленную мини-пьесу.

Суд над кислотой

СУДЬЯ.

Суд мы начнем. Дело здесь непростое.
Суд мы вершим над самой Кислотою.
Скажет пусть речь Прокурор наш сначала:
Как Кислота подсудимой стала?
В чем преступленье ее заключается?
Иль в наказании она не нуждается?

ПРОКУРОР.

С жалобой многие в суд обращались,
Что при общении с ней обжигались.
Скажут еще – при ее попадании
Гибнет металл, разрушаются здания.
Мрамор, гранит украшают строения,
Их разрушает она, к сожалению.
Язву желудка она вызывает,
Если в избытке в нем пребывает.
Зубы крошатся, ожоги на коже...
На преступление это похоже.
Если вдруг дождик кислотный прольется,
Многим тогда от нее достается:
Травы пожухнут, лес высыхает,
Рыба в озерах порой исчезает.
Губит природу она без сомненья,
Очень тяжелое то преступление.
Надо сказать, что особенно скверная
Та кислота, что зовем мы все cерная.
Если уж где-то она и прольется,
То чернота лишь вокруг остается.
И, обращая слово к суду,
Требую я наказать Кислоту!

СУДЬЯ.

Итак, господа, суд продолжается,
Слово Защитнику предоставляется.

АДВОКАТ.

Я заявляю, что это шантаж!
Кого подвергала она опасности,
Тот никогда не учил инструктаж
По технике безопасности!
Чтоб с кислотой без опаски общаться,
Надо лишь знать, как с ней обращаться…
Так, например, чтобы жертвой не стать,
Надо вам знать, что к чему приливать.
Только незнайки не помнят, наверное,
Как разбавляют кислоту серную.
Если решили ее разбавлять,
В воду должны вы ее приливать.
Она тяжелее, на дно оседает,
Между молекул воды проникает,
Не будет ожогов и тяжких последствий,
Не будет причин для судов и следствий.
Если незнайка, наоборот,
На кислоту вдруг воду польет,
То, чуть коснувшись, вода закипает –
Брызги летят и в глаза попадают.
Если пролил кислоту на одежду,
Сам виноват, потому что невежда,
Свойства кислот не учил ты прежде,
И результат вот – дыра на одежде.

СУДЬЯ.

Свидетели дело сейчас прояснят,
Вызывается фармацевт-гомеопат.

ФАРМАЦЕВТ-ГОМЕОПАТ.

Я расскажу вам о пользе кислот,
Может, не знает о них наш народ.
Если ты проглотил аскорбинку,
Твой организм получил витаминку.
Знай, закрывает болезням врата
Аскорбиновая кислота!
Если простыли, болит голова,
Вас аспирин выручает сперва.
Яблоко ешь – кислый вкус красота,
В яблоке – яблочная кислота.
Яблочный уксус по ложечке пейте,
И обязательно вы похудеете.
Уксус столовый на кухне хранится –
Для консервации он пригодится.
Но и компресс из него помогает,
Быстро он жар при простуде снижает.
Фрукты и овощи, щавель, крапива
Кислоты содержат – и это не диво.
Есть в муравьях и крапиве невинная
С виду совсем кислота муравьиная.
Жжет она кожу, но есть в ней и прок –
Ваш ревматизм она вылечит в срок.
Лучше не жуйте косточки вишни
И абрикосов – это все лишнее.
Будет вам плохо – диагноз такой:
Синильной отравлены вы кислотой.
Думаю, что совсем не приукрашу,
Если хвалить буду я простоквашу,
Есть в ней молочная кислота –
Молодость ваша и красота.
Аминокислот в организме полки,
В цепях они образуют белки.
А без белков нет ни мышц и ни кожи,
Скажите, на что же мы будем похожи?!
СУДЬЯ. Директор завода – свидетель второй,
С серной давно он знаком с кислотой.

ДИРЕКТОР.

Вам известно уже, наверное,
Очень важна кислота серная.
И без нее нам, как ни крутись,
Верьте не верьте, не обойтись
При производстве красок и лаков;
Нефть очищает прекрасно от шлаков.
Аккумуляторы автомобилей
Без кислоты бы нам не послужили.
Надо нам ее не судить,
А по достоинству оценить.

СУДЬЯ. Ну а теперь подсудимой слово.

КИСЛОТА.

Я объяснить все вам готова,
Если права я, суд пусть решает,
Может, меня он все ж оправдает?
В чем виновата я? Не понимаю...
Что я умею, то выполняю.
Беды все там от меня случаются,
Где люди со мною не так обращаются.
Построили заводы разные,
Летят из труб вещества газообразные,
С водой образуют кислот целый ряд,
Ну а потом нас во всем винят.
Кто виноват в этом? Человек!
Сам сокращает прекрасный свой век!

СУДЬЯ.

Слово защитнику предоставляем,
Как поступить с кислотой – решаем!

АДВОКАТ.

Много свидетели здесь говорили,
Думаю я, что всех убедили,
Что осуждать кислоту не стоит:
Что-то разрушит, а больше построит.
Надо учесть все это суду.
Требую я оправдать кислоту!

СУДЬЯ.

Так, господа, суд прекращаем,
И кислоту мы сегодня прощаем.
Стоит совет всем хороший дать:
Свойства кислот продолжать изучать!

6. Подведение итогов

Учитель. Теперь мы с вами подведем итоги.

И для закрепления того, что мы с вами прошли, выполним тест. В задании по вариантам выберите правильный ответ и обведите красной ручкой или фломастером соответствующие точки на рисунке. А теперь эти точки соедините линией. Затем поднимите свои работы, и я увижу ваши улыбки.

Забавная рожица для ответов на вопросы теста. Верхний ряд кружков соответствует ответу «а», средний – «б», нижний – «в». Если ответы верные, то получается улыбка, как показано на рисунке

Тест

Вариант 1.

1) Из предложенного перечня выберите оксид:

а) Na2O; б) Na(OH); в) H3PO4.

2) Вещества, состоящие из атомов Н и кислотных остатков называются:

а) основание; б) кислота; в) соль.

3) В растворах щелочей фенолфталеин имеет цвет:

а) бесцветный; б) синий; в) малиновый.

4) Из предложенного перечня выберите щелочь:

а) Гидроксид железа (II); б) Гидроксид натрия; в) Гидроксид цинка (II).

5) Вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков называются:

а) Соли; б) Кислоты; в) Основания.

Вариант 2.

1) Из предложенного перечня выберите оксид:

а) СО2; б) Са(ОH)2; в) K24.

2) Из предложенного перечня выберите щелочь:

а) Гидроксид железа(III); б) Гидроксид бария; в) Гидроксид меди (II).

3) В растворах щелочей лакмус имеет цвет:

а) бесцветный; б) красный; в) синий.

4) Вещества, состоящие из атомов Н и кислотных остатков называются:

а) Основания; б) Кислоты; в) Соли.

5) Вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков называются:

а) Соли; б) Кислоты; в) Основания.

7. Домашнее задание

Написать по пять формул к каждому классу неорганических соединений

8. Заключение и критерии выставления итоговой оценки

Учитель. С какой трудностью вы столкнулись и как вы решили эту проблему? Что понравилось и не понравилось на уроке? Почему?

(Выслушивается мнение одного-двух учеников. Подводятся итоги.)

1) Если все задания выполнены и большая часть оценок «5» – поставьте «5»;

2) если все задания выполнены, но преобладает оценка «4» – поставьте «4»;

3) если задания сделаны на оценку «3» или «4», или есть прочерки – поставьте «3»;

4) если вы не справились с двумя и более заданиями – поставьте прочерк.

9. Используемая литература

  1. О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М. Дрофа 2006.
  2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа. 2002.
  3. Тыльдсепп А.А., Корк В.А. Мы изучаем химию. М.: Просвещение. 1988.
  4. Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии 8 класс. М.: ВАКО. 2005.
  5. Денисова В.Г. Поурочные планы. Химия 8 класс. Волгоград.: Учитель. 2009.
  6. http://www.alhimikov.net
  7. http://1september.ru/
 

Добавить комментарий

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- загружать, публиковать, передавать, иным образом доводить до всеобщего сведения (далее - размещать) любую информацию, которая содержит угрозы, дискредитирует или оскорбляет других пользователей или третьих лиц, является вульгарной, непристойной, носит мошеннический характер, посягает на личные или публичные интересы, пропагандирует расовую, религиозную, этническую ненависть или вражду, любую иную информацию, нарушающую охраняемые законом права человека и гражданина;
- размещать любую коммерческую рекламу, коммерческие предложения, агитационные материалы, распространять спам, сообщения-цепочки (сообщения, требующие их передачи одному или нескольким пользователям), схемы финансовых пирамид или призывы в них участвовать, любую другую навязчивую информацию;
- размещать домашние адреса, номера телефонов, адреса электронной почты, паспортные данные и прочую личную информацию любых третьих лиц без их личного согласия на такие действия;
- описывать или пропагандировать преступную деятельность, размещать инструкции или руководства по совершению преступных действий;
- размещать любую информацию, нарушающую исключительные права третьих лиц на объекты интеллектуальной собственности;
- размещать любую другую информацию, которая, по личному мнению Администрации, является нежелательной, не соответствует целям создания Сайта, ущемляет интересы пользователей или по другим причинам является нежелательной для размещения на Сайте.
Администрация оставляет за собой право по своему собственному усмотрению удалять любую публикуемую Вами информацию, нарушающую установленные запреты.


Защитный код
Обновить

Последние комментарии

  • Игра проводилась для 3 класса. Детям очень понрави... >>
    Автор: Елена Бабич
  • Блинова Екатерина Васильевна, ГБОУ Лицей 554, г. С... >>
    Автор: Екатерина Блинова
  • Спасибо >>
    Автор: Жанна Скоморохова
  • .. >>
    Автор: Эльза Плиева
  • :-) >>
    Автор: Александра Мамонова

Как вы узнали про наш сайт

Выберите один вариант ответа
 

Авторизация

Поиск

Это ПОРТАЛ Учительский журнал он-лайн РОССИЯ

Вложения к статьям публикуются после проверки. 
Статьи без файлов будут удалены! 
Аннотация - 2-4 предложения! Статья - во вложении!

ПОРТАЛ Учительский журнал онлайн в УКРАИНЕ

Заказать обратный звонок

График отправки сертификатов

15 апреля

29 апреля

Cписок отправленных сертификатов
смотрите на
форуме

Сейчас 643 гостей онлайн

Контакты

Адрес редакции:

125222, г. Москва, a/я 8,

ООО «ИГ «Основа»

www.e-osnova.ru

e-mail: RU.teacherjournal@yandex.ru


© 2012 Издательская группа "Основа"

© 2014 Учительский журнал он-лайн. Все права защищены.
Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.

 

Редакция портала «Учительский журнал он-лайн» может не разделять точку зрения автора и пользователей портала, которые высказываются в форме комментариев к статьям, сообщений на форуме и т.д. Авторы публикаций несут ответственность за достоверность фактов, цитат, собственных имен. Материалы публикуются в авторском варианте, иллюстрации, пунктуация и лексика авторские. Претензии не принимаются. Материалы не рецензируются.

«Учительский журнал он-лайн» (свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-42343 от 20.10.10)