Учительский журнал он-лайн

 
Дошкольное учебное заведение

"Мамин праздник" сценарий

Печать

В данной статье представлен сценарий праздника, посвящённый Дню Матери для детей разновозрастной группы.

Бобрикова Нина Петровна

Вложения:
Скачать этот файл (Бобрикова Н.П..docx)текст статьи[ ]30 Kb
 

Проект по сказкам Гуськовой В.А

Печать

Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению мной был разработан проект «Путешествие в сказку», развивающий устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру. Пестова Вероника Николаевна

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИИ.

Печать

Система коррекционо- педагогической работы

Логопедическая работа с детьми- дизартриками базируется на знании структуры речевого дефекта при разных формах дизартрии, механизмов нарушения общей и речевой моторики, учёте личностных особенностей детей.

Успех логопедических занятий во многом зависит от их раннего начала и систематичности проведения.

Работа над звукопроизношением строится с учётом следующих положений:

1. Зависимость от формы дизартрии, уровня речевого развития и возраста ребёнка.                                                                                                                                                                            2. Развитие речевой коммуникации. Формирование звукопроизношения должно быть направлено на развитие коммуникации, школьной и социальной адаптации ребёнка.                                                                                                                                                                                        3. Развитие мотивации, стремления к преодолению имеющихся нарушений, развитие самосознания, самоутверждения, саморегуляции и контроля, чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах.                                                                        4. Развитие дифференцированного слухового восприятия и звукового анализа.

5. Усиление перцепции артикуляционных укладов и движений путём развития зрительно-кинестетических ощущений.

6. Поэтапность. Начинают работать с тех звуков, артикуляция которых у ребёнка более сохранная. Иногда звуки выбирают по принципу более простых моторных координаций, но обязательно с учётом структуры артикуляционного дефекта в целом, в первую очередь работают над звуками раннего онтогенеза.

7. При тяжёлых нарушениях, когда речь полностью не понятна для окружающих, работа начинается с изолированных звуков и со слогов. Во всех случаях необходима автоматизация звуков во всех контекстах и в различных речевых ситуациях.

8. У детей с поражением ЦНС важное значение имеет предупреждение тяжёлых нарушений звукопроизношения путём систематической логопедической работы в доречевом периоде.

Этапы работы.

1. Подготовительный.

Цели: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов; воспитание потребности в речевом общении; развитие и уточнение пассивного словаря; коррекция дыхания и голоса.

Задачи: развитие сенсорных функций, особенно слухового восприятия и звукового анализа, а также восприятия и воспроизведения ритма.

2. Формирование первичных  коммуникативных произносительных навыков.

Цель: развитие речевого общения и звукового анализа.

Задачи: коррекция артикуляционных нарушений (расслабление мышц речевого аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционных движений, развитие голоса); коррекция речевого дыхания; развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса; нормализация просодической стороны речи, т. е. преодоление расстройств ритма, мелодики и интонационной стороны речи.

Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определённых положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения. Для каждого ребёнка комплекс упражнений составляется логопедом индивидуально.              При проведении артикуляционной гимнастики большое значение имеет тактильно- проприоцептивная стимуляция, развитие статико- динамических ощущений, чётких артикуляционных кинестезий

На начальных этапах работу проводят с максимальным подключением других, более сохранных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного). Многие упражнения проводят с закрытыми глазами, привлекая внимание ребёнка к проприоцептивным ощущениям. Артикуляционная гимнастика дифференцируется в зависимости от формы дизартрии и тяжести поражения артикуляционного аппарата.

Перед работой по развитию подвижности речевой мускулатуры проводят упражнения для мимических мышц лица. Уже с дошкольного возраста у ребёнка развивают произвольность и дифференцированность мимических движений и контроль за своей мимикой. Ребёнка учат по инструкции закрывать и открывать глаза, хмурить брови, надувать щёки, проглатывать слюну, закрывать и открывать рот.

Для развития достаточной силы мышц лица, губ используют специальные упражнения с сопротивлением, применяя стерильные салфетки, трубочки. Ребёнок обхватывает трубочку губами и старается её удержать, несмотря на попытки взрослого вытянуть её изо рта.

Артикуляционная гимнастика языка начинается с воспитания активного прикосновения концом языка к краю нижних зубов. Затем развивают общие, менее дифференцированные движения языка вначале в пассивном плане, затем в пассивно-активном и, наконец, активные движения.

Стимуляция мышц корня языка начинается с их рефлекторных сокращений путём раздражения корня языка шпателем. Закрепление осуществляют произвольными покашливаниями.

Важным разделом артикуляционной гимнастики является развитие более тонких и дифференцированных движений языка, активизация его кончика, отграничение движений языка и нижней челюсти. Развитие артикуляционной моторики ведётся систематически, длительно, используются общий комплекс и специфические упражнения. Работа облегчается использованием игр, которые подбираются в зависимости от характера и степени тяжести поражения артикуляционной моторики,  также с учётом возраста ребёнка.

Работа над голосом.

Используются упражнения, направленные на развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции.

Работа над голосом начинается после артикуляционной гимнастики и массажа, расслабления шейной мускулатуры, выполнения движений головой во все стороны.

Большое значение для коррекции голоса имеет активизация движений мягкого нёба: глотание капель воды, покашливание, зевота, произнесение гласного  [a] на твёрдой атаке. Упражнения проводятся перед зеркалом, под счёт. Приёмы: стимуляция задней части языка и нёба лёгкими похлопывающими движениями с помощью языкового депрессора; обучение произвольному глотанию: педагог из пипетки капает против задней стенки глотки капли воды, голова ребёнка несколько откинута назад. Стимулируются кашлеподобные движения, зевание, нёбный и глоточный рефлексы.

Для голосообразования большое значение имеют движения челюстей: открывание и закрывание рта, имитация жевания. Используют челюстной дрожательный рефлекс: лёгкие постукивающие ритмичные движения по подбородку вызывают движение нижней челюсти верх. Используются также упражнения по опусканию нижней челюсти. Затем эти упражнения выполняются с одновременным произношением различных звуковых сочетаний.

Для укрепления мышц нёбной занавески используются упражнения в чередовании её расслабления и напряжения. Ребёнка просят до окончания зевательного движения отрывисто произнести звук [a], а при широко открытом рте перейти от произношения звука [a] к звуку [п], задерживая воздух под давлением. Внимание ребёнка привлекается к ощущению состояния нёбной занавески.

Используют упражнения по развитию силы, тембра и высоты голоса: прямой счёт с постепенным усилением голоса и обратный счёт с постепенным его ослаблением. Речевые упражнения сочетаются с движениями.

Работа над дыханием.

Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений, цель которых увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм.

Ребёнка учат дышать при закрытом рте. Проводятся упражнения по тренировке носового выдоха. Следующее упражнение направлено на развитие преимущественно ротового вдоха. Педагог закрывает ноздри ребёнка и просит его вдыхать через рот до того момента, когда он его попросит произнести отдельные гласные звуки или слоги.

Используются упражнения с сопротивлением. Ребёнок вдыхает через рот. Педагог кладёт руки на грудную клетку ребёнка, как бы препятствуя вдоху в течение 1 – 2 секунд. Это способствует более глубокому и быстрому вдоху и более удлинённому выдоху.

Ребёнка просят задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного продолжительного выдоха.

Упражнения проводят ежедневно по 5 – 10 минут. Дыхательные упражнения какое-то время проводятся без речи как под музыку, так и без неё. Они сочетаются с движениями рук, туловища, головы. Затем в эту работу включаются фонационные упражнения. После вдоха через нос следует медленный выдох с одновременным произнесением щелевых согласных звуков     изолированно и в сочетании с гласными. Постепенно в эти упражнения включается речевой материал, произносимый на выдохе. Сначала это слоги и слогосочетания  с различными гласными, а затем навыки слитного произнесения слогов переносятся на слова, словосочетания и предложения, при произношении которых может меняться ритм и темп речи. Особое значение приобретает характер движений, выполняемых одновременно с проговариванием речевого материала. Они должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое. Это способствует стабилизации длительного выдоха.

При дыхательной гимнастике стараются не переутомлять ребёнка, следят, чтобы он не напрягал плечи, шею; дыхательная гимнастика проводится до еды, в хорошо проветренном помещении.

Работа над темпом.

При работе над темпом речи формируют умения:

- двигаться в заданном темпе;

- чередовать движения в различном темпе;

- сочетать движения с проговариванием в нужном темпе;

- проговаривать речевой материал без движений в заданном темпе.

Если упражнения связаны со слоговым материалом, то темп усваивается на простых движениях: ходьба, прыжки, взмахи руками. Когда используются слогосочетания, слова, словосочетания, считалки, скороговорки, то характер движений становится более разнообразным. Отметим, конечно же, у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата не всё будет получаться, они будут нуждаться в значительной поддержке  со стороны учителя, но у детей улучшается настроение, повышается мотивация к выполнению речевых упражнений.

Работа над ритмом.

Развитие чувства ритма необходимо для формирования и коррекции произношения. Воспроизведение различных ритмов помогает исправлять ошибки в расстановке словесного ударения. Восприятие детьми ритмической структуры развивается постепенно. С детьми с ДЦП можно использовать такое ритмическое  движение, как отхлопывание  руками или одной рукой по какому-нибудь предмету. Ударному слогу должен соответствовать более громкий хлопок, неударному – тихий.

Итак, работа по развитию устной речи проводится в комплексе. Она включает в себя развитие общих речевых навыков и произносительных навыков. Работа над просодикой – многосторонняя.

Работая над дыханием, формируют длительный выдох, необходимый для речевого дыхания.

Работая над голосом, детей учат пользоваться голосом нормальной силы, изменять силу голоса в зависимости от обстановки.

Большинство речевых упражнений сочетаются с выполнением упражнений по общей двигательной активности.

Коррекция звукопроизношения.

Используется принцип индивидуального подхода. Способ постановки и коррекции звука выбирается индивидуально. При нарушениях произношения нескольких звуков важна последовательность в работе. В первую очередь для коррекции отбираются те фонемы, которые в определённых контекстах могут произноситься правильно, а также те, моторные координации которых наиболее просты. Или выбирается звук, наиболее легко поддающийся коррекции, например звук, который отражённо произносится правильно.

Перед вызыванием и постановкой звуков важно добиваться их различения на слух. Моделируя ребёнку тот или иной артикуляционный уклад, логопед стимулирует вызывание изолированного звука, затем его автоматизирует в слогах, словах и в контекстной речи. Необходима тренировка слухового восприятия, ребёнок должен научиться слушать самого себя, улавливать  разницу между своим произношением и нормализованным звуком.

Существует несколько приёмов постановки звуков при дизартрии. Наиболее распространённым является метод так называемой фонетической локализации, когда логопед языку и губам ребёнка пассивно придаёт необходимую позицию для того или иного звука. Используются зонды, плоские пластинки для языка и целый ряд других приспособлений. Внимание ребёнка привлекается к ощущению положений. Затем он выполняет движения самостоятельно при некоторой помощи педагога и без неё.

При работе над звукопроизношением опираются на знание артикуляционных укладов родного языка, анализ структуры нарушений звукопроизношения у каждого ребёнка (кинетический анализ) и на специфические приёмы постановки отдельных звуков.

Основными методами работы являются: двигательно- кинестетический и слухо- зрительно- кинестетический. В процессе логопедической работы устанавливаются межанализаторные связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением, между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада данного звука и двигательным ощущением при его произнесении. Все методы коррекционной работы основаны на закономерностях развития фонетико-фонематической системы языка в норме.

Первая группа звуков, которые необходимо поставить и закрепить в речи, включает в себя фонемы, наиболее лёгкие в артикуляционном плане и далёкие друг от друга акустически. Это звуки а, п, у, м, к, ы, н, х, в, о, т, с, л.

Следующая группа звуков, которые предстоит изучать, составляют фонемы сложные по артикуляции. Это звонкие, шипящие согласные, аффрикаты и звук р.

При формировании звукопроизносительных умений и навыков в различных ситуациях речевой коммуникации, предупреждении и преодолении вторичных нарушений речи логопед проводит работу по автоматизации и дифференциации звуков, формированию произносительных навыков в различных ситуациях общения. Звуки закрепляются в словах и предложениях. Для автоматизации используется приём одновременного проговаривания звука и изображения его символа – писание и говорение. Эти упражнения способствуют усилению звука, обогащению его моторным действием. Для детей, которые не могут писать, звук произносится одновременно с похлопыванием пальцами или постукиванием ногой.

Затем новый звук закрепляется в различных слогах.

Постепенно переходят от простых упражнений к более сложным , убыстряя темп упражнений.

При работе над звукопроизношением важно выявить сохранные компенсаторные возможности ребёнка (сохранные  звуки, артикуляционные движения, звукосочетания и слова, в которых звуки произносятся правильно). Работа строится на эти сохранные звенья.

Коррекция звукопроизносительной стороны речи сочетается с работой над её выразительностью. Работа проводится путём подражания. Ребёнка учат ускорять и замедлять темп речи в зависимости от содержания высказывания, равномерно чередовать ударные и безударные слоги, выделять паузами или повышением голоса отдельные слова или группы слов.

Содержание и методы работы видоизменяются в зависимости от характера и тяжести дизартрии, от общего уровня речевого развития. При сочетании дизартрии с речевым недоразвитием осуществляется комплексная программа логопедических занятий, включающая фонетическую работу, развитие фонематического слуха, работу над словарём, грамматическим строем, а также специальные мероприятия, направленные на предупреждение или коррекцию нарушений письменной речи.

 

Тематическое планирование эколого – краеведческой работы с детьми старшего дошкольного возраста

Печать

Тематическое планирование эколого – краеведческой работы.

Васина Екатерина Ивановна

Вложения:
Скачать этот файл (планирование Васина.doc)Тематическое планирование эколого – краеведческой работы с дошкольниками[Тематическое планирование эколого – краеведческой работы]407 Kb
 

Развитие мышления у детей раннего и младшего дошкольного возраста по средствам экспериментирования

Печать

Целью данной работы является выяснение особенностей формирования мышления детей раннего и младшего дошкольного возраста; разработка системы занятий для детей раннего и младшего дошкольного возраста с элементами экспериментирования.

Баранова Ольга Александровна

Вложения:
Скачать этот файл (Экспериментальная деятельность.docx)Развитие мышления y детей по средствам экспериментирования[Опыт работы по развитию экспериментальной деятельности детей]96 Kb
 


Страница 5 из 116

Поиск

Контакты

Адрес редакции:

125222, г. Москва, a/я 8,

ООО «ИГ «Основа»

www.e-osnova.ru

e-mail: RU.teacherjournal@yandex.ru

Счетчики



Новый сайт

Уважаемые пользователи и гости сайта .


Мы подготовили для вас новый, яркий и удобный сайт на котором вы сможете не только рассказывать о свои разработки уроков и заказать сертификаты, но и с пользой провести время со своими друзьями и коллегами в социальной сети или на форуме, обновленный вид комментариев и прочие интересные возможности. Мы только запустили этот проект, успейте пройти регистрацию в числе первых и Вы сможете получить уникальное и красивое ссылку на свой профиль.


http://new.teacherjournal.ru/


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ

Коллеги, специально для вас Издательская группа «Основа» выпускает практические журналы для учителей-предметников, воспитателей и администрации школы.

Выписывайте и читайте свои профессиональные журналы как в бумажном так и электронном виде. Подписка по редакционной цене на сайте http://www.e-osnova.ru/

КОНКУРСЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Приглашаем принять участие во всероссийских конкурсах «Творческий учитель» и «Творческий воспитатель» от Издательской группы «Основа». Присылайте свои авторские работы и получите бесплатно диплом за участие в конкурсе. Лучшие работы будут опубликованы во Всероссийских журналах Издательской группы «Основа».

Подробнее о конкурсах «Творческий учитель» и «Творческий воспитатель».


© 2012 Издательская группа "Основа"

© 2016 Учительский журнал он-лайн. Все права защищены.
Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.

Редакция портала «Учительский журнал он-лайн» может не разделять точку зрения автора и пользователей портала, которые высказываются в форме комментариев к статьям, сообщений на форуме и т.д. Авторы публикаций несут ответственность за достоверность фактов, цитат, собственных имен. Материалы публикуются в авторском варианте, иллюстрации, пунктуация и лексика авторские. Претензии не принимаются. Материалы не рецензируются.

«Учительский журнал он-лайн» (свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-42343 от 20.10.10)